Пресс-конференция митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, посвященная годовщине образования трех епархий на Донской земле – Ростовской, Волгодонской и Шахтинской

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Пресс-конференция митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, посвященная годовщине образования трех епархий на Донской земле – Ростовской, Волгодонской и Шахтинской
27 июля 2012 743

27 июля 2012 года в Донской публичной библиотеке состоялась пресс-конференция Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, посвященная годовщине образования трех епархий на Донской земле – Ростовской, Волгодонской и Шахтинской.

- Сердечно приветствую вас, дорогие друзья! Я рад новой встрече с вами, которая дает возможность обсудить вопросы, значимые для страны, Ростовской области, Церкви, Донской митрополии. Я благодарю за высокое внимание, которое средства массовой информации оказывают деятельности Русской Православной Церкви здесь, на Донской земле.

- Владыка, истек год с момента назначения Вас на Ростовскую кафедру и образования трех епархий в границах Ростовской области. Как Вы оцениваете результаты этих преобразований, что для Вас было наиболее значимым, оправдались ли Ваши ожидания?
- Безусловно, оправдались. Активизация религиозной православной жизни в пределах Ростовской области за этот год ощутимо заметна. По приглашению Преосвященных епископов Игнатия и Корнилия я посещал Шахтинскую и Волгодонскую епархии, входящие в состав Донской митрополии, и остался удовлетворен тем, как идет жизнь в новых епархиях: открываются новые приходы, обновляется кадровый состав, по-новому выстраивается система взаимоотношений. Появилось много новых священнослужителей – молодых, способных, перспективных, которые полны сил и энергии для того, чтобы работать в приходах. По-новому стала осуществляться деятельность Донской Духовной семинарии, открылось регентско-певческое отделение, которое будет готовить регентов для церковных хоров. В Ростовской епархии плодотворно развивается сотрудничество с Министерством культуры Ростовской области, с музейным сообществом. Решение многих вопросов стало более динамичным. В основе увеличения количества приходов лежит стремление к тому, чтобы люди поняли, что такое приход, смогли участвовать в приходской жизни - не только богослужебной, но и в социальной и культурной.

- Владыка, расскажите о ходе реконструкции Ростовского Кафедрального собора и Соборной площади.
- В настоящее время происходит процесс диагностики состояния Соборной площади и Кафедрального собора. Осуществить реконструкцию и реставрацию собора невозможно без учета окружающего его пространства – я имею ввиду весь исторический центр города, включая и центральный рынок, через который открывался выход с южного портала собора на Дон. Также это северная часть собора, сама Соборная площадь, и все то, что окружает площадь, трамвайные пути, близость которых приводит к образованию трещин в здании собора и колокольни. Решить проблему реконструкции, естественно, одной митрополии не под силу. Ведется активное взаимодействие с городскими и областными властями, которые серьезно занимаются проблемами реконструкции, и, в частности, вопросом транспортных развязок. Предстоит еще изучить состояние росписей в купольной части собора, которые выполнялись по эскизам архитектора Константина Андреевича Тона. Очень важно найти первый слой росписей и восстановить его. Меня радует то, что этот вопрос интересует очень многих людей - деятелей культуры, искусства, представителей музейного сообщества, архитекторов, заинтересованных в том, чтобы Соборная площадь - историческая часть нашего города - приобрела достойный вид.

- Как Вы считаете, насколько перспективна и осуществима идея создания православных детских садов в Ростовской области?
- Это очень сложная задача. Если понимать под созданием детских садов строительство, оснащение, подготовку воспитателей и набор по конфессиональному признаку, то это, прежде всего, финансово сложно решаемая задача. Но это не значит, что в детских садах не могут быть православно ориентированные группы, куда будет приходить воспитатель и говорить с детьми об основах православной культуры. Я думаю, что православная культура в детском саду будет складываться из нравственных бесед, поучительных примеров из нашей истории, русских сказок, когда дети будут воспитываться в духе следования высоким нравственным ценностям, учиться уважительному отношению к старшим, любви к своему Отечеству. Опыт создания православных групп в детских садах есть, существуют успешные программы воспитания, которые обсуждаются на Экспертном совете Синодального Отдела религиозного образования и катехизации. Все программы должны иметь гриф Отдела, быть одобрены педагогическим сообществом.

- Владыка, известно, что в Ростовской епархии создано много новых отделов. Как они функционируют и какую деятельность ведут?
- Отдел епархии – это структурное подразделение, которое курирует вопросы той или иной сферы. Например, отдел религиозного образования и катехизации Ростовской епархии отвечает за взаимодействие со светскими учебными заведениями, воскресными школами, вузами и т.д., а также за духовное просвещение в приходах. В Донской митрополии создан очень важный отдел - юридическая служба, которая курирует вопросы регистрации приходов, оформляет документы, решает имущественные вопросы и т.д. Образована искусствоведческая комиссия, которая занимается реставрацией и строительством храмов, осуществляет наблюдение за тем, чтобы реставрационные работы проходили в соответствии с церковной традицией и требованиями Министерства культуры. Архитектурно-строительный отдел курирует вопросы возведения новых храмов, проверяет сметы, договоры, участвует в наблюдении за тем, как осуществляются строительные работы. Социальный отдел занимается взаимодействием с органами опеки, детскими домами, домами престарелых, оказывает помощь пострадавшим, в частности, от стихийных бедствий, разрабатывает свои собственные социальные программы. Например, оперативно была собрана помощь для жителей Крымска. Также существуют Отделы по взаимодействию с Вооруженными силами, по тюремному служению, по работе с молодежью и др.

- В 2009 году в селе Петровка был реализован благотворительный проект «Православная деревня», жители которой приняли в свои семьи детей-сирот. Насколько успешен этот проект и планируется ли создание подобных ему?
- Опыт создания и развития Православной деревни в селе Петровка, безусловно, успешен, но его необходимо развивать. Прежде чем транслировать такой опыт, нужно раскрыть весь его потенциал. Планируется создать на территории подворья храма в честь иконы Божией матери «Живоносный источник» духовно-просветительский центр, в котором духовенство будет проходить курсы повышения квалификации, а также будет устроен летний православный детский лагерь. Все это будет осуществляться в непосредственной взаимосвязи с жителями Православной деревни, т.е. теми людьми, которые усыновили и воспитывают приемных детей, - людьми, которые добровольно поселились в селе, чтобы там трудиться. Мы же вместе с районными властями должны создать условия для труда жителей Петровки. Очень важно, чтобы не только взрослые работали в селе, но и дети, получая образование, возвращались. Для этого необходимо создать развитое животноводческое или растениеводческое хозяйство, которое могло бы материально обеспечивать жителей деревни.

- Как сегодня в Ростовской епархии решается вопрос передачи зданий Церкви, ранее ей принадлежащих?
- Сейчас в Ростовской области существует несколько десятков объектов, которые принадлежали Церкви. Например, в станице Старочеркасской на территории Свято-Донского мужского монастыря находится Атаманский дворец, подаренный потомками атаманов станицы Черкасской Церкви. Сейчас этот дворец принадлежит ансамблю Старочеркасского музея-заповедника, в нем размещены исторические выставки. Ранее пытались столкнуть интересы Русской Православной Церкви и музейного сообщества в сфере имущественных прав. Однако сегодня мы находим пути для сотрудничества и взаимодействия, ведь цели Церкви и музейного сообщества едины – служить народу, просвещать его, сохранять и заботиться о духовном и культурном наследии, памятниках архитектуры. Поэтому в Атаманском дворце, наряду с выставками об истории казачества, размещены выставки и об истории Свято-Донского монастыря. В храме святых Петра и Павла, который также находится в станице Старочеркасской, проходят и музейные выставки, и совершаются богослужения, т.е. возможно найти почву для сотрудничества, избегая противоречия интересов. При передаче зданий в собственность Церкви интересы музейного сообщества будут, конечно, учтены, сохранена возможность совместного использования объектов. Приведу еще один подобный пример сотрудничества. В Новочеркасске, на родине великого русского философа А.Ф. Лосева, в гимназии, где он учился, в храме святых Кирилла и Мефодия, где он был регентом, ныне располагается спортивный зал. С руководством гимназии, при поддержке Администрации области, достигнута договоренность о восстановлении церкви и строительстве нового спортивного зала.

- С недавнего времени Ростовская епархия стала более информационно открыта, у благочиний и приходов появились свои сайты. Скажите, для чего введены такие новшества и достигнуты ли поставленные цели?
- Действительно, епархия сейчас информационно открыта, это необходимо для того, чтобы люди знали о том, какие события происходят в Церкви, могли найти информацию об истории Церкви и о ее настоящем. Сайты отображают современными средствами, доступными для многих людей, информационную составляющую прихода. Одним из первых моих циркуляров после назначения на Ростовскую кафедру стало распоряжение о том, чтобы каждый приход имел свою страницу на официальном сайте Ростовской-на-Дону епархии. Думаю, что подобная информированность очень важна в современном обществе. Для человека, имеющего желание посетить храм, очень удобно, когда есть возможность посмотреть в интернете, где этот храм располагается, как к нему проехать, когда совершаются богослужения, кто является настоятелем. Информация обо всех событиях приходской жизни размещена на официальном сайте Ростовской-на-Дону епархии. Для благочиний и приходов регулярно проводятся обучающие семинары, которые помогают овладевать навыками отражения церковной жизни в новостных материалах.

- Каково Ваше отношение к введению в школах Основ религиозных культур и светской этики?
- Разумеется, положительное. Конечно, существует ряд забот, которые меня тревожат, в частности, необходимо наладить успешное взаимодействие между педагогами, преподающими Основы православной культуры, и Отделом религиозного образования Ростовской епархии. При этом учитель и священник имеют разные задачи в образовательном процессе. Педагог отвечает за преподавание курса, усвоение учебного материала школьниками, а священнослужители должны помочь педагогу разобраться в самом предмете, предоставить методические материалы, видео-, аудиоматериал, чтобы курс стал более интересен для учеников. На изучение Основ религиозных культур и светской этики отведено тридцать четыре часа в четвертом классе, из них четыре урока - вводные и заключительные. Конечно, за тридцать часов Основам православной культуры научить детей невозможно. Об этом я говорил в Кремле на совещании под председательством Сергея Иванова. Этот предмет необходимо развивать по всем годам обучения. Школьники должны знать свою религиозную культуру, точно так же, как и культуру других конфессий, традиционных для нашей страны. Только этот процесс нужно правильно выстроить. Меня очень беспокоит то, что руководители школ и даже департаментов образования чрезмерно корректируют указания Президента и Правительства. Иногда в опросных листах, предлагающих выбрать тот или иной модуль курса, содержатся только два варианта - мировые религии и светская этика, т.е. выбора не дается. Что касается возможности взаимодействия с Церковью, то для этого предоставлены рекомендации Министерства образования. Возможности такого взаимодействия открыты: дети и родители могут прийти в храм, поговорить со священником, который расскажет о церковной жизни, ответит на многие волнующие вопросы. Священника могут пригласить в класс для общения с детьми. Обсуждая результаты апробации курса ОРКСЭ, все пришли к выводу о том, что этот предмет будет иметь огромное значение для воспитания подрастающего поколения.

- Каковы, по Вашему мнению, причины увеличения количества преступлений в современном обществе?
- Человек, совершающий преступление, выражает свою духовную несостоятельность, он не может удержать себя от зла, считая, что для него все возможно и он хозяин этого мира. Подобные рассуждения человека, совершившего зло, доказывают отсутствие Бога в его жизни. Человек, поднимающий руку на другого человека и дерзающий отнять у него жизнь, не имеет Бога в сердце. От количества храмов не возрастает количество людей, которые хотят быть верующими. Мы, конечно, стремимся к этому, отвечаем на вызовы тех людей, которые хотят, чтобы храмы строились. Процесс духовного оздоровления нашей нации очень сложен, за него отвечает не только Церковь, но все общественные институты и учреждения: детский сад, школа, ВУЗ, государство, средства массовой информации. Очень важно воспитать человека и научить его постоянному контролю за собой, но этот путь очень сложный. Реальное присутствие Бога в жизни делает человека ответственным за свои поступки и перед Богом, и перед теми людьми, которые рядом, и перед самим собой. К сожалению, в современном обществе доминирует культ вседозволенности, он воспитывается средствами массовой информации и бороться с этим сложно, но другого пути у нас нет – нужно обращаться к человеку и пытаться научить его, помочь ему в осознании жизненных реалий. Очень важно сделать так, чтобы средства массовой информации несли положительный заряд людям, учили доброму, давали хороший пример. Почему современные СМИ так мало уделяют внимания людям, которые помогают другим, воспитывают сирот, убирают урожай, которые делают много для того, чтобы нам жить становилось легче, которые восстанавливают храмы, памятники истории и культуры? Если на телеэкране будет так много сцен насилия и жестокости, то это непременно окажет влияние на психологическое состояние человека, причем разрушительное.

- Создаются ли в Ростовской епархии православные приюты для детей-сирот?
- Мы развиваем это по мере своих сил и возможностей и далее будем это делать. Но я считаю, что неправильно переносить всю ответственность за воспитание сирот, призрение стариков, реабилитацию наркоманов на Церковь. Церковь может помогать и одухотворять этот процесс, но ответственность лежит и на государстве. Я бы хотел, чтобы те люди, которые занимаются социальным служением в Церкви, делали это более открыто, входили в непосредственные контакты и с органами власти, и с педагогическим сообществом, и, конечно, с органами опеки и социального попечения, потому что государство может находить возможность помогать этим заведениям, хотя они и являются церковными. Сейчас общество, наконец, начало приходить к осознанию того, что люди с ограниченными возможностями - это не люди второго сорта, они такие же члены общества, как и все мы, и появление инвалида в храме, в театре, в Кремле - это естественное явление. Мы должны научиться с этим жить, мы должны поменять свою психологию. Меняя свое отношение к этим людям, будем меняться сами. Я очень на это надеюсь.