Донская икона Божией Матери: Покров и Заступление для южных рубежей. Интервью митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия журналу "Вестник Донской Митрополии" (№11, 2015 г.)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Донская икона Божией Матери: Покров и Заступление для южных рубежей. Интервью митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия журналу "Вестник Донской Митрополии" (№11, 2015 г.)
12 марта 2015 2781

— Владыка, для многих православных жителей нашего региона принесение на Дон точной копии Донской иконы Божией Матери — это важнейшее религиозное событие. Как появилась эта идея и когда?

— Скорее, это было сердечное движение, а не идея. Когда я и мои собратья архипастыри были назначены на Дон, мы вместе собрались для молитвы в день Рождества Пресвятой Богородицы в Кафедральном соборе Ростова-на-Дону, а после богослужения беседовали о том, что было бы очень хорошо восстановить на Дону в полной мере почитание Донской иконы Божией Матери. Потому что в столице Донская икона, как покровительница и защитница Москвы, очень почитается, а на Дону отдельного празднования в честь святого образа не было. А ведь именно отсюда, с Дона, икона была принесена князю Дмитрию Ивановичу. И тогда мы подумали, что было бы правильно особенным образом чтить этот образ на Дону. Но так как день празднования в честь Донской иконы приходится на 1 сентября, многие атаманы, казаки и кадеты уезжают в Донской ставропигиальный монастырь, где служит Святейший Патриарх и куда переносят чудотворную икону, — мы понимали, что одно событие будет преуменьшать другое. Обсудив на архиерейском совете этот вопрос, мы пришли к решению, что было бы правильно начинать торжества в честь Донской иконы Божией Матери в Москве, а в первое воскресенье после этого празднования продолжить их на Дону. Мы начали проводить ежегодный крестный ход со списком иконы Божией Матери по реке Дон из города Ростова в Донской монастырь Старочеркасска, где совершали Литургию и молебное пение. В прошлом году, по оценкам МВД, в этих торжествах приняли участие около 30 тысяч человек. Праздник стал не только религиозным, но и культурным событием. Когда люди приезжают и помолиться, и отдохнуть, и соприкоснуться с той казачьей традицией, которая искони была на землях станицы Старочеркасской. Я надеюсь, что с благословения Божией Матери этот замечательный праздник будет и дальше развиваться.

И вот, когда уже была положена традиция этого праздника, мы подумали, что, может быть, и на Дон будет принесена сама чудотворная икона. Но, зная возможности Третьяковской галереи, в которой находится чудотворный образ, это намерение оказалось практически невыполнимым. Оно требовало огромных усилий по страховке, перенесению, охране и так далее. Кроме того, чудотворная икона никогда на Дон не приносилась. Однажды в беседе с губернатором я сказал: «Василий Юрьевич, может быть, мы обратимся к Святейшему Патриарху с просьбой о написании копии»?

Надо сказать, что эта мысль родилась не только в архиерейской среде. Когда я служил в различных приходах, ко мне неоднократно подходили казаки и говорили о том, что раз икона не приносится на Дон, может быть, мы напишем копию. Я бы сказал, что эта идея — народная. Василий Юрьевич очень сердечно ее воспринял и сказал: «Владыка, я готов обратиться к Святейшему, давайте напишем письмо, испросим у Патриарха благословение». Святейший Патриарх Кирилл живо откликнулся на эту идею, полностью ее поддержал. При всех обязательных процедурах вопрос был решен очень быстро. В течение двух дней Патриарх обратился к дирекции Третьяковской галереи с просьбой об оказании помощи в написании этого образа. И вот с этим письмом мы пришли к Зельфире Исмаиловне Трегуловой, генеральному директору Государственной Третьяковской галереи, и стали обсуждать разные вопросы. Мы встретили удивительное понимание со стороны дирекции и сотрудников галереи. Была создана рабочая группа, в которую входили художники, реставраторы, копиисты. А далее, почти два года, шли уже сами работы.

— Владыка, а почему именно Донская? Казанская, Умиление, Одигитрия, Владимирская – не менее почитаемы на Дону.

— Владимирская связана с Владимиром, Казанская — с Казанью, Одигитрия — со Смоленском, Умиление — с Саровской пустынью, с преподобным Серафимом Саровским, а Донская неразрывно, исторически связана с Доном. Эту связь нельзя придумать, она обусловлена историей. И, конечно, я думаю, в этом проявляется особое благоволение Божией Матери.

— Список получился точным?

— Сотрудники музея говорят, что более точного списка с Донской иконы никогда не создавалось. Кроме того, восстановлен и оклад на икону, который в 1812 году французы просто ободрали, сняли золото, драгоценные камни, украшение, но саму ризу оставили на иконе. А большевики, когда пришли к власти, и ризы не оставили. Так что ее восстановление – это была сложная работа. Сохранилось только несколько фотографий иконы в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, несколько хромолитографий и описание. На основании этих данных оклад и был воссоздан. Это близкая копия того оклада, который некогда был на иконе.

— Можно ли эту икону назвать шедевром, о чем уже не раз говорили в прессе?

— Безусловно! Копия признана шедевром даже сотрудниками Третьяковской галереи, которые выдали соответствующий сертификат на эту икону и на оклад. В беседе с директором Третьяковской галереи я услышал, что более точной копии не создавалось в течение полувека.

— А что стоит за выражением «рабская копия», что также часто можно слышать применительно к созданному новому образу?

— Есть копия в меру и подобие, где точно соблюдается размер, пропорции, но автор, иконописец, позволяет выразить в иконе свой подход, свой стиль. В этой иконе такого не было, потому что она писалась как точная калька. Были изучены фотографии, цветограмма, созданы рентгеновские снимки иконы, дан точный спектр всех минералов, из которых сделали краски оригинала. Таким образом, мы использовали те же самые краски, которые готовились по той же самой технологии и из тех же самых минералов, что и семь веков назад. На копии есть те же самые выемки, повторены даже кракелюры, трещинки в краске. Подобное исполнение и называют «рабской копией», т.е. автор не позволял себе ни в чем уйти от подлинника.

— Во время освящения образа в Москве Донская икона находилась в соседстве одних из самых почитаемых на Руси икон. Это тоже какой-то удивительный и глубокий знак?

— Никогда в новейшей истории не были поставлены рядом два чудотворных образа — Владимирский и Донской. Недаром регент хора, заслуженный артист России Алексей Александрович Пузаков, сказал, что видя такое, ему вспоминается знаменитая опера Мусоргского «Борис Годунов», где народ восклицает: «И со Донской, и со Владимирской, грядите царю во сретенье». То есть только в такие моменты эти иконы износились вместе. То, что сам оригинал принесли в храм – это уже что-то невероятное. Икона была снята с экспозиции, принесена в храм и поставлена рядом со списком. Во всем этом вижу особый Промысел Божий. Ведь в этом же храме еще и Иверская икона находилась. Нельзя это назвать случайностью, совпадением. Во всем этом — перст Божией Матери.

– Журналистов, которые работали в Москве в день освящения Донской иконы, не менее впечатлил и состав участников этого мероприятия. Помимо донского духовенства и мирян, которые специально приехали в столицу, было и немалое количество представителей федеральных и региональных властей, а также казачества. О чем это свидетельствует?

— Это свидетельствует о том, что написание и освящение списка — не только религиозное мероприятие, но и событие государственной важности, историческое событие. Каждый человек, который был на освящении, в той или иной степени участвовал в ее создании. Было очень трепетно и красиво, когда от имени жителей Дона и Правительства области губернатор региона преподнес иконе восстановленный оклад. Это тоже высокохудожественное произведение. Я вспоминаю, какие слова Василий Юрьевич сказал при передаче оклада. Он говорил не по обязанности, не по долгу, он говорил по любви, очень сердечно. Передавая оклад, он сказал о том, что мы закрываем печальную страницу нашей истории и восстанавливаем то, что было несправедливо порушено. И я видел, как он был напряжен, в его глазах можно было прочитать историю, о которой он говорил. Он действительно закрывал для себя и для многих людей эту печальную страницу. Это очень важно, потому что восстанавливать порушенные национальные святыни — значит латать те дыры в нашем самосознании, которые сделал минувший век.

— Вы лично сопровождали икону на всем пути ее следования из Москвы на Дон. Двадцать часов, проведенных в поезде, наверняка, позволили подумать о многом. О чем Вы размышляли в дороге?

— Знаете, много предлагалось вариантов доставки этой иконы на Дон. Но я почувствовал, что должен сам лично доставить ее сюда. И это не просто отношение к самой иконе, это отношение к Богоматери, Которая, я верю, дала Свое благословение и этому образу. В дороге я ощущал себя неким стражем при святыне, человеком, которому поручено благоговейно беречь Великую Госпожу, охранять этот киот, в котором благодать Божия есть и действует. Это сложно передать, но, если позволите образ, было похоже на то, как если бы вы находились на высочайшем царском приеме рядом с первым лицом. Чувство зримого, осязаемого духовно, присутствия благодати и благословения Божией Матери не покидала меня всю дорогу. Она неотступно пребывает с этим образом.

— В Кафедральном соборе проходят реставрационные работы. Где будет находиться святой образ сейчас и после завершения реставрации?

— Естественно, после завершения реставрационных работ образ должен будет находиться в Кафедральном соборе. В любое время к иконе можно будет подойти. Она займет место при входе в собор у второго правого столба, практически рядом с иконостасом. А в настоящее время, пока идет реставрация, икона находится во временном храме, сооруженном вокруг колокольни, то есть там, где идет Литургия. Матерь Божия была всегда рядом со Своим Сыном, поэтому там, где совершается Божественная Евхаристия, находится и Она. Доступ к иконе также открыт.

— А появились ли какие-то особенности в богослужебной практике соборного храма после принесения иконы?

— Среди особенностей богослужебной практики можно отметить то, что на девятой песни канона возглас «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим» будет даваться около чтимой иконы. Также принято соборное решение, что в течение всего года, каждый день, между службами, то есть после завершения Литургии и до начала вечернего богослужения, будет установлена очередность в пении молебнов с акафистов, в которой будут принимать участие все священники Ростовской-на-Дону епархии. А если захотят, то и священнослужители других епархий. И у всех жителей и гостей города будет возможность не только прийти записочку написать, но и еще соборно помолиться у иконы.

— Списки с чудотворных икон – известный факт русской истории. Нередко список становился не менее прославлен, чем оригинал. Планируется ли участие этого уникального образа в важнейших церковно-общественных мероприятиях на Дону?

— Думаю, что да. Ведь Донская икона – это образ, который почитается не только жителями Ростова-на-Дону и Ростовской области. Она почитается всем Всевеликим войском Донским, а это, исторически, и Калмыкия, и Волгоград, и Астрахань, и часть братской Донецкой епархии. Я думаю, что и туда икона будет приноситься, если такие просьбы последуют от духовенства.

— Грандиозный крестный ход и торжественный молебен при большом стечении народа – так Ростов и Дон встречали Богородицу. Было ли у Вас ощущение, что происходит или будет происходить нечто особенное с принесением этого образа на Дон?

— Знаете, я с самого момента освящения иконы и до сегодняшнего дня пребываю в каком-то непонятном для меня состоянии. Кажется, освящение образа, совершение богослужений должно быть для священнослужителя делом заурядным, но меня не покидает напряженное состояние огромной ответственности. И это не связано с тем, что людей много или мероприятие сложное. Оно связано непосредственно с образом Божией Матери. Все это время меня не покидает сердечное чувство, что Богоматерь станет Покровом и Заступлением для южных рубежей нашего Отечества, для народа нашего, что с принесением этого образа на Дон что-то , если хотите, духовно должно поменяться. Я свято в это верю.