Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Главная задача Рождественских чтений — создать площадку для диалога

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Главная задача Рождественских чтений — создать площадку для диалога
20 января 2013 806

В интервью газете «Культура» (№ 2, 18-24 января 2013 г.) председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий рассказал о предстоящих XXI Международных Рождественских образовательных чтениях.

— Владыка, Рождественские чтения проводятся уже в 21-й раз. Как Вы считаете, насколько эффективен подобный опыт взаимодействия церковного, образовательного и культурного сообществ?

— На мой взгляд сам факт, что Рождественские чтения имеют столь длительную историю, весьма показателен и свидетельствует о том, что Чтения стали крупнейшим церковно-общественным форумом в жизни страны. Очень важно именно это сочетание — «церковно-общественный», ведь Церковь не существует сама по себе, в неком вакууме. Она участвует в тех же процессах, в которых участвует все наше общество. Именно поэтому в работе Чтений отражены самые разнообразные направления. Культурная жизнь, социальная работа, благотворительность, молодежное служение, издательское дело, богословское и религиоведческое просвещение и многие другие вопросы, безусловно, не являющиеся эксклюзивно церковными, — это та действительность, в которую сегодня погружено все наше общество. А главная задача Чтений — создать площадку для спокойного, вдумчивого диалога, в котором Церковь, общественные деятели, представители власти, все неравнодушные силы могли бы услышать друг друга.

— Святейший Патриарх Кирилл три года назад сказал, что Чтения — это «не просто тусовка», их результаты должны быть конкретными. Изменился ли в связи с этим формат форума?

— Изначально Рождественские чтения были первой и единственной в своем роде возможностью собраться вместе людям из регионов России и других стран, в повседневной жизни занятых делами и ограниченных по времени. Многие с радостью восприняли инициативу создать площадку, где они смогли бы обменяться опытом, обсудить наболевшее, построить общие планы. Но в скором времени этот «голод» был утолен и практическая составляющая в мероприятиях Чтений закономерно стала первостепенной. Можно сказать, что внешний «отчетно-докладный» формат остался в прошлом — в программе появляются мастер-классы, семинары и многие другие практически ориентированные формы работы. Людям интересно обогащать друг друга жизненными знаниями, а не только формулами и теориями.

— Нынешние Чтения посвящены очень важной теме «Традиционные ценности и современный мир». Но насколько вообще сегодня возможно хотя бы постепенное обращение современного, весьма далекого от Церкви, мира к традиционным духовно-нравственным понятиям?

— Говоря о ценностях и роли Церкви в их сохранении, важно полагаться на одно ключевое обстоятельство: это может происходить лишь как действие взаимное, по доброй воле, без принуждения или навязывания. И решение здесь — за секулярным миром, как Вы его назвали. Только нравственный подход к жизни и осознанное исполнение заповедей Евангелия видится нам верным и единственным. Обдумывая каждый свой шаг, мы должны держать как основу своего мыслеполагания слова Господа «Любите друг друга». Те, кто чувствует так — готовы обратиться к Церкви и Церковь с радостью их примет. Но в рай палками не загнать, мы можем убеждать только примером добродетельной жизни во Христе, собственными примерами — священнослужителей и мирян. В процессе духовно-нравственного выздоровления нашего общества не может быть никакой злобы и никакого принуждения. Мы должны всегда помнить о христианском смирении и о словах святого апостола Иоанна — «в страхе нет Любви».