Митрополит Меркурий: «Основы религиозной культуры – это не Закон Божий, а культурологический предмет». Глава Донской митрополии ответил на вопросы корреспондента газеты «Комсомольская правда»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Митрополит Меркурий: «Основы религиозной культуры – это не Закон Божий, а культурологический предмет». Глава Донской митрополии ответил на вопросы корреспондента газеты «Комсомольская правда»
14 мая 2013 544

«МИТРОПОЛИТУ СЛОЖНО БЫТЬ НЕПУБЛИЧНОЙ ФИГУРОЙ»

– Владыка, Ваши встречи с прессой – явление достаточно редкое. Мы с Вами встречались, помнится, в апреле прошлого года, затем Вы давали брифинг в июле. И теперь – это интервью. Между тем известно, что инициатив и информационных поводов у Вас немало. Так вот что это – позиция такая, «непубличность», или же для встреч в таком формате необходим весомый повод?

– Митрополиту сложно, даже при всем желании, быть непубличной фигурой. Работа предполагает ежедневный контакт с людьми. Нередко даже с довольно большой аудиторией. Я всегда радуюсь новой возможности пообщаться со студентами, с педагогическим сообществом, стараюсь, по мере сил и времени, встречаться с прессой. Это легко проверить. Достаточно заглянуть на официальный сайт епархии, чтобы быть в курсе того, чем занят Глава митрополии. Однако общецерковные послушания, которые возлагает на меня Святейший Патриарх, как Председателя Отдела религиозного образования и катехизации, а также текущие дела в митрополии не позволяют мне осуществлять наши встречи более часто. Для этого существует пресс-служба, которая оперативно готова ответить на все интересующие вопросы и дать все необходимые пояснения. И не один информационный повод, который появлялся в Донской митрополии, еще не оставался без комментариев, насколько мне известно. Знаете, когда я стал епископом — понял, что-то малое пространство личной жизни и личного времени, которое позволяет любому нормальному человеку сохранять «статус-кво» своей непубличности, будет неминуемо сокращаться. Так что если у Вас возникло ощущение некого недостатка в общении, то это результат, скорее, сверх загруженности всевозможными поводами, нежели их отсутствия.

«ПОСТ – ВРЕМЯ ТРЕЗВО ВЗГЛЯНУТЬ НА САМОГО СЕБЯ»

– Сегодня повод для встречи у нас, на мой взгляд, самый что ни на есть существенный – Великий пост. Давайте поговорим об этом. Существует множество самых разных интерпретаций на тему, что можно и чего нельзя делать во время поста. Можем сейчас прояснить: что из этого имеет реальную почву под собой, а что – ну, скажем, является досужими вымыслами? Например, воздержание от скоромной пищи, отказ от спиртного и т.д. Насколько все эти моменты принципиальны?

– Пост, согласно самой этимологии данного слова, предполагает, прежде всего, особенное внимание к своему внутреннему миру. Что такое пост в армейской службе? Это место, где часовой особо бдительно следит за происходящим. Ведь все наши увлечения, еда, развлекательные мероприятия, любимые привычки – есть не что иное, как определенная «анестезия», которая уводит наше внимание на периферию жизни. Во время поста Церковь предлагает человеку отказаться от определенного рода занятий и пищи, для того чтобы дать ему возможность трезво взглянуть на самого себя. Но и это не все. Простое самокопание, философская рефлексия не является целью поста. Главное место должна занимать молитва, участие в богослужениях Церкви. Это позволяет человеку не только встретиться с самим собой, настоящим, неподдельным, но и обрести возможность подлинной встречи с Богом. Результатом такой встречи является покаяние. Это не просто понимание того, что что-то в моей жизни происходит не так. «Покаяние» с греческого переводится как «перемена ума», определенный внутренний разворот на 180 градусов. Бог ждет этой перемены от нас, Церковь предлагает все необходимее средства. Но этот переворот не в состоянии произвести никто, кроме самого человека. Это и есть цель поста, которой служат и постная пища, и посещения богослужений, и наша домашняя молитва, и дела милосердия.

«УНИКАЛЬНЫЕ ФРЕСКИ СОБОРА РАЗРУШАЮТСЯ»

— Сейчас много и на разных уровнях говорится о восстановлении Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и площади вокруг него. Каковы планы, если их конкретизировать: что произойдет, допустим, в ближайший год такого, что непременно заметят все ростовчане и гости Южной столицы?

— Неплохо уже то, что Вы заметили, в каком виде находятся эти объекты сегодня. Исторический центр города, мягко говоря, далек от идеального состояния. А ведь это визитная карточка города. Если Вы возьмете любой путеводитель по городу, то прочтете, что Ростовский собор – это памятник архитектуры, что его автором является известный архитектор Константин Тон, что собор является духовной доминантой православного Дона. Вы только не прочтете о том, что более 150 лет собор не видел капитального ремонта, фундамент храма серьезно поврежден, уникальные фрески разрушаются, электропроводка, система водоснабжения и водоотведения в аварийном состоянии, что в соборе не работает вентиляция, зимой в нем проходила служба при температуре + 4 градуса. Такими темпами мы рискуем в ближайшие годы потерять этот уникальный исторический объект. Поэтому Донская митрополия выступила с инициативой создать Попечительский совет по реставрации главного православного храма Ростовской области. Отрадно, что мы нашли живой отклик со стороны областных и городских властей, со стороны бизнес-сообщества, широкой общественности. Изменения ожидаются значительные. К лету мы предполагаем начать первый этап реконструкции. Заменим купола собора, плачевное состояние которых видно невооруженным глазом. Далее произведем необходимые работы по укреплению фундамента колокольни. Также изменится входная группа собора. У нас также есть договоренность с дирекцией Центрального рынка о том, что будет возможность войти в храм с территории рынка. Это позволит создать необходимое пространство для проведения Крестного хода. Сейчас это крайне затруднительно. От собора до забора менее трех метров. Так что работы еще предстоят немалые. И от посильного участия в этом проекте каждого жителя нашего региона зависит, в том числе, и ответ на Ваш вопрос – что увидят в итоге гости Южной столицы.

«ЧИСТЫЙ ГОРОД – ЗАБОТА КАЖДОГО»

— К слову, раз уж мы заговорили о Ростове-на-Дону – скажите, Вы ощущаете, что этот город – действительно Южная столица? Во время прошлого чаепития в епархии в апреле Вы говорили, что до назначения сюда митрополитом Вы в Ростове не бывали ни разу, но у Вас сразу возникло чувство, что приехали «домой». Какие-то новые ощущения появились? Можете обозначить, на Ваш взгляд, плюсы-минусы здешней жизни?

— Донской край действительно стал для меня домом, несмотря на то, что родительский дом гораздо севернее. Новые ощущения, слава Богу, не изменяют прежним (улыбается). Гостеприимный, хлебосольный край, в котором живут настоящие труженики, подвижники веры, патриоты своего Отечества. Все это можно отнести к плюсам. К той части, которая нуждается еще в пристальном внимании властей и жителей региона, я бы отнес целый комплекс вопросов, связанных с развитием инфраструктуры города и области, привлекательности нашего края для туристов. Но тут, как я уже сказал, не все во власти административных структур. Многое зависит от каждого из нас. Экологическая чистота, культура быта – разве это не вопросы, которые должны адресоваться к нам самим? Совместно недавно с городской Администрацией мы выпустили Обращение к жителям Ростова-на-Дону, в котором призвали обратить внимание на загрязнение природы, на порядок и чистоту дворов и улиц. Чистый город – забота каждого. Это все требует совместной работы и всеобщего внимания.

«МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ – РЕЗУЛЬТАТ БЕЗГРАМОТНОСТИ»

— Хотелось бы непременно затронуть в нашей беседе тему воспитания подрастающего поколения – в частности, преподавания в школах Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). С сентября прошлого года этот предмет преподается во всех средних учебных заведениях. Ваше мнение – что-то удалось изменить с его появлением? Какое-то движение вперед есть? Или пока еще об этом рано говорить?

— Прежде всего, удалось развеять мифы, которые окружали введение этого предмета в общеобразовательной школе. Нам предрекали, что у детей будут конфликты на религиозной почве, что теперь в школах будут преподавать Закон Божий, что учителя не справятся с новым предметом. Все эти страхи, предрассудки и домыслы теперь развеяны. Сегодня уже многим понятно, что межрелигиозные и межнациональные конфликты – результат безграмотности. А религиозно-культурное просвещение – единственный путь мирного сосуществования различных взглядов и этносов. Так же как, наконец, нам удалось объяснить, что курс ОРКСЭ – это не Закон Божий, а исключительно культурологический предмет, в котором дети изучают духовные основы своей родной культуры. Кроме того, совместно с Министерством образования и науки удалось создать учебно-методические, образовательные базы, где учителя ОРКСЭ имеют возможность регулярно повышать свои знания по профильному направлению. Впереди ещё много работы. Но начало этому эпохальному, не побоюсь этого слова, процессу положено.