В Государственной Думе обсудили состояние духовно-нравственного образования в школах

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
В Государственной Думе обсудили состояние духовно-нравственного образования в школах
31 января 2019 726

В среду, 30 января 2019 года, в Государственной Думе в рамках VII Рождественских парламентских встреч прошел круглый стол, подготовленный совместно Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Комитетом по образованию и науке Государственной Думы на тему «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития».

Его участниками стали представители Русской Православной Церкви, традиционных религиозных общин, Министерства просвещения РФ, Общественной Палаты, органов власти субъектов, научно-педагогической и родительской общественности, депутаты и члены Совета Федерации.

В ходе обсуждения был полнят ряд вопросов таких как отсутствие системного подхода и непрерывности в практике реализации духовно-нравственного образования школьников, необходимость формирования ценностно-мировоззренческих компетенций в сфере воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у педагогов, а также у родителей.

Обращаясь к участникам круглого стола председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий отметил: Для того чтобы видеть будущее, не всегда нужно быть пророком, в отдельных случаях достаточно быть просто внимательным к тому, чем живут наши дети. Они – будущее, которое формируется, изменяется, растет вместе с нами, в прямой зависимости от нас. Мы можем и, видимо, просто обязаны сделать его лучше!

Он напомнил, что когда начиналось преподавание предметной области ОРКСЭ, со стороны его противников раздавались упреки в том, что «приобщение детей к религии может вызвать конфликты между учащимися», но все опасения оказались неоправданными.

Сегодня же главное опасение тех, кто выступает против того, чтобы духовно-нравственное воспитание заняло достойное место в рамках школьной программы – «увеличение времени на изучение православной культуры (других традиционных религиозных культур) повлечет за собой чрезмерную учебную нагрузку на детей, либо сокращение часов на другие, не менее важные предметы школьной программы.

В этой связи я неоднократно говорил и вынужденно повторяю, что проблема духовно-нравственного воспитания школьников, подростков и молодежи – это не проблема школьных часов, вообще не проблема времени. Глобально – это проблема смысла жизни, жизненных приоритетов, — сказал митрополит Меркурий.

Как отметил председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы Вячеслав Никонов, духовно-нравственному воспитанию необходимо уделять значительное внимание.

Парламентарий подчеркнул, что «в российском обществе образованности на протяжении многих веков было ровно столько, сколько ее было в Русской Православной Церкви». «Изначально образование пришло вместе с христианством», – сказал он, напомнив, что очень большое количество высокообразованных людей в России получили духовное образование.

Председатель Комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин в свою очередь заявил, что общество вступает в новый этап социальной трансформации: период последовательной индивидуализации проходит. «Наступает время, когда резко возрастает нравственная взыскательность российского общества, что будет определять оценку общественно-политической ситуации в стране», – сказал он.

По итогам мероприятия его участники рекомендовали в федеральные государственные образовательные программы и примерные основные образовательные программы внести изменения, направленные на расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей, со 2 по 10 класс.

Регионам участники круглого стола посоветовали реализовать с участием Русской Православной Церкви меры по расширению возможностей и гарантий преподавания в школах православной культуры, организовать школы молодых родителей и молодых воспитателей, а в системе повышения квалификации педагогов предусмотреть специальные курсы по традиционной духовно-нравственной культуре народов России.

Как сообщил Вячеслав Никонов, на площадке Комитета по образованию и науке Госдумы планируется провести мероприятия по обсуждению, экспертизе и разработке законодательных инициатив и предложений по совершенствованию условий духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи.

Православное образование


Галерея