«Содержательные линии курса основ православной культуры в плане учебно-воспитательной работы школы». Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии на II сетевой учительской конференции

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
«Содержательные линии курса основ православной культуры в плане учебно-воспитательной работы школы». Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии на II сетевой учительской конференции
12 Мая 2014 86

«Основы православной культуры и система духовно-нравственного воспитания в современной школе»

Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии на II сетевой учительской конференции

«Содержательные линии курса основ православной культуры в плане учебно-воспитательной работы школы»

Глубокоуважаемый Игорь Александрович! Уважаемые участники конференции!

Мы собрались в зале Ученого совета Донского государственного технического университета для участия в пленарном заседании областной учительской конференции «Содержательные линии курса основ православной культуры в плане учебно-воспитательной работы школы». Нам предстоит обсудить и подвести определенные итоги достаточно объемной темы. Она касается не только преподавания курса в четвертом классе общеобразовательной школы, но и присутствия его содержательных линий в учебных программах всех лет обучения: в виде интегрированных модулей, специальных тем, а также мероприятий внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Наша работа проходит в необычной, можно даже сказать новаторской форме. Предваряя наше заседание с 15 по 29 апреля текущего года во всех трех епархиях Донской митрополии были проведены секционные заседания по десяти направлениям.

Считаю важным отметить, что в деятельности по совершенствованию преподавания духовно-нравственных дисциплин произошли и качественные, и количественные изменения. Мы все отчетливее видим этот переход — от чистого планирования к конкретной работе, к воплощению наших разработок в реальной жизни.

Значительно расширился состав участников конференции: если в прошлом году к участию были приглашены в основном учителя начальной школы, которые уже преподавали или готовились преподавать «Основы православной культуры» в качестве модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики», то сегодня этот зал собрал педагогов всех уровней школьного образования — от начального до общего среднего.

Новый формат позволяет более качественно и подойти к решениям основных вопросов нашей общей деятельности в данном направлении. Вопросы эти — простые и сложные одновременно:

— Что нужно делать, чтобы привести детей к личностному восприятию православной культуры?

— Как, не навязывая мировоззренческих клише, привить юным гражданам России знание религиозной традиции и любовь к культурно-историческим парадигмам своего народа?

— Каким образом научить их подлинному патриотизму и социальной зрелости?

Сразу скажу, что эти вопросы касаются не только детей, но и самих педагогов. Размышляя над методикой преподавания важнейших мировозренческих сюжетов, мы неминуемо сталкиваемся с важностью обучения и для самих учителей, причем не только непосредственно учителей ОПК, но и всех тех, кто интегрирует православную культуру в свою учебную и воспитательную работу. Не идеализируя ситуацию, скажу, что обязательный минимум знаний ОПК должен быть у каждого учителя.

Нормативно-правовые основы преподавания ОПК

Конечно же, в деятельности по интеграции курса ОПК в современное образовательное пространство мы сталкиваемся с проблемой несовершенства нормативно-правовой базы. Очевидно, что это замедляет развитие и планирование полноценного образовательного процесса. Так, областной закон о духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области, принятый Законодательным Собранием Ростовской области еще в 2010 году, на сегодняшний день утратил свою силу в связи с принятием в 2013 году нового Закона «Об образовании в Ростовской области». Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в области нормативного регулирования преподавания предметов духовно-нравственной направленности Донская митрополия и представители региональной законодательной власти проводят большую работу. В этом году предполагается принятие Федерального Закона «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи». Надеемся, что это позволит и в Ростовской области принять аналогичный законодательный акт, который расширит возможности эффективного сотрудничества в данной сфере.

Преподавание ОПК/ОРКСЭ в школах Ростовской области: от эксперимента к предмету в инвариантной части учебного плана

Рассматривая преподавание ОПК/ОРКСЭ в школах Ростовской области, мы видим, что более чем двадцатилетний опыт преподавания православной культуры в режиме эксперимента (говорю не о периоде двухлетнего эксперимента перед введением ОРКСЭ, а о региональной инициативе) создал благоприятные условия для того, чтобы и учителя, и работники органов управления образованием, и родители смогли познакомиться с предметом православной культуры, оценить его образовательный и воспитательный потенциал, а также приблизиться к постижению внутренней методической специфики этого предмета… Я не оговорился. Дело в том, что учитель в школе привык выстраивать свою работу, прежде всего базируясь на методике преподавания, как бы отталкиваясь от нее, что является, безусловно, верным, но не единственным способом освоением предмета. Режим эксперимента позволил многим убедиться, что в преподавании православной культуры заложена иная специфика: более правильный вектор – в основу преподавания полагать содержание предмета, которое, в свою очередь, подскажет и сформирует верную методику.

Говоря о проблемах, снова приходится констатировать, что на сегодня все еще не решена проблема, связанная с подготовкой и переподготовкой учителей ОПК. Происходит это как из-за отсутствия специалистов в области теологии, владеющих методиками и технологиями преподавания православной культуры в институтах повышения квалификации, так и по причине отсутствия широкого спектра методической литературы. В этой связи, налажено взаимодействие Донской митрополии с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области по вопросу повышения квалификации педагогов на базе структурного подразделения епархии – автономной некоммерческой организации «Кириллица». Программы предлагаемого курса носят практико-ориентированный характер, включают общебогословский блок, мастер-классы по методикам и технологиям преподавания православной культуры. Курсы начали свою работу и уже получили высокую оценку как педагогов-практиков, так и ученых Ростовской области.

Еще одной проблемой является нередко встречающееся некорректное совмещение в преподавании предмета ОПК. Бывает, что учитель ОБЖ или физкультуры, не прошедший подготовку в преподавании этого предмета, ведет его или идет на его замену!!! Подобный подход — по остаточному принципу — является недопустимой оплошностью. Надеюсь, что педагогическое сообщество, директора и завучи школ, со своей стороны, обратят на это внимание и сделают все возможное для недопущения подобных прецедентов.

Интеграция основ православной культуры в учебно-воспитательную работу школы как формирование ценностного подхода

Содержание модуля ОПК, изучаемого в четвертом классе, не должно просто «висеть» на одной параллели или уходить «в никуда» после окончания изучения курса. Ценность культурологического предмета в том, что он может насыщать и уроки истории, и уроки литературы, русского языка, обществознания. Только в этих условия мы достигнем результата. Сложно представить себе область гуманитарных знаний или какой-нибудь школьный предмет, который бы не опирался на православную культуру. Таким образом, наполнение воспитательной работы элементами ОПК создает перспективу выхода уже на общешкольный уровень, т.е. на все годы обучения. Уже разработаны и применяются такие формы, как предметная неделя православной культуры в школе, школьные Рождественские чтения, детские исследовательские проекты в рамках деятельности Донской академии юных исследователей. Происходит переход от знакомства обучающихся с фактологическими аспектами содержания Основ православной культуры к формированию их мировоззренческой и гражданской позиции.

(здесь сказать о том, что многие ждут указаний и разработок сверху, надоел 4-класс, почему не вводят дальше, Патриарх и митрополит не дают четких указаний – РАБОТАТЬ НАДО САМИМ И ПРОИЗВОДИТЬ ПРОДУКТ А НЕ ТОЛЬКО ПОТРЕБЛЯТЬ, ВРЕМЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ УЖЕ КАНУЛО В ЛЕТУ)

Замечательно, что сегодня с нами работает Людмила Леонидовна Шевченко, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, автор учебно-методических комплектов по Основам православной культуры. В 2003 году вышел в свет учебно-методический комплект Людмилы Леонидовны «Православная культура» для первого класса. За прошедшие одиннадцать лет Людмила Леонидовна разработала и выпустила учебно-методические комплекты для всех классов общеобразовательной школы, для детских садов, а сегодня она представит свою последнюю разработку – учебное пособие для студентов вузов «Духовно-нравственная культура. Основы православной культуры».

Очень важно, что учебно-методические комплекты Л. Л. Шевченко для модуля Основ православной культуры в курсе ОРКСЭ включены в Федеральный перечень учебников. Думаю, что в ходе нашего заседания Людмила Леонидовна представит нам свое «детище» и расскажет об опыте работы, ответив на все ваши вопросы.

В завершении, хотел бы с высокой трибуны областной учительской конференции также вспомнить и о Димитриевских образовательных чтениях – другой учительской конференции, которая традиционно проводится в нашем регионе осенью. В текущем году тема чтений будет звучать так: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Как видно из самого названия, Чтения будут посвящены христианскому наследию Руси — этому важнейшему культурообразующему элементу, сформировавшую всю нашу русскую цивилизацию. Осмыслить это наследие в образовательном контексте мы и будем призваны в дни проведения форума. Очень надеюсь, что на XIX Димитриевских чтениях мы совместно с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области сможем в первом приближении подвести итоги работы по ведущим направлениям образовательной и просветительской деятельности. А именно:

• совершенствование нормативно-правовой базы преподавания ОПК;

• повышение эффективности преподавания ОПК;

• соработничество на пути развития духовно-нравственного воспитания и образования на всех ступенях образования, но особенно в дошкольном возрасте и в старшем школьном возрасте;

• повышение квалификации учителей через систему семинаров, мастер-классов, обмена опытом преподавании ОПК;

• интеграция основ православной культуры в систему учебно-воспитательной работы школы.

Перечисленные направления деятельности невозможно осуществить только одними силами сотрудников епархиальных отделов религиозного образования. Абсолютно уверен, что справиться с поставленными задачами мы можем только благодаря слаженной работе Донской митрополии, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, а также всего образовательного сообщества нашего региона.

Надеюсь, что на этом пути мы сможем конструктивно потрудиться. Призываю Божие благословение на всех участников этого процесса.

+ МЕРКУРИЙ,

Митрополит Ростовский и Новочеркасский,

Глава Донской митрополии.