Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIII Рождественских чтений

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIII Рождественских чтений
21 января 2015 630

21 января 2015 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на открытии форума в Государственном Кремлевском дворце.

Ваше Святейшество! Досточтимые участники Чтений!

Традиционно председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации на пленарном заседании сообщает о том, что было сделано в области религиозного образования за минувший год, перспективах дальнейшей работы. Если Вы позволите, то сегодня мы последуем этой доброй традиции, с одним лишь отличием — не будем превышать требований установленного регламента.

Первое, и самое главное — вопросы духовно-нравственного воспитания на всех ступенях образования от дошкольного до вузовского могут быть решены только в результате сопряжения сил всех участников образовательного процесса: семьи, школы, общества, Церкви, государства. И добрый опыт соработничества последних лет является зримым и положительным тому подтверждением.

Теперь тезисно о том, что удалось сделать за прошлый год.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Синодальным отделом подготовлено и внедрено несколько важных общецерковных документов по основным направлениям деятельности — катехизации, дошкольному образованию, аттестации и аккредитации воскресных школ, среднему общему образованию. Например, Положения о духовном попечителе, о церковной общественной аккредитации педагогических работников и образовательных организаций, об экспертизе Примерных основных образовательных программ. Не буду зачитывать полностью их названия — все эти документы есть на сайте Синодального отдела, а информация о них уже направлена в епархии.

Во взаимодействии с научным педагогическим сообществом Синодальным отделом создаются базовые методические площадки в епархиях по всем направлениям православного образования.

Подготовлен проект «Профессионального стандарта православного педагога», первое обсуждение которого состоится на Чтениях. Данная работа проводится в связи с принятием в минувшем году Министерством образования и науки Российской Федерации «Профессионального стандарта педагога», в котором, на наш взгляд, не были в полной мере учтены вопросы духовно-нравственного воспитания личности — краеугольного камня традиционной педагогики.

Продолжается работа по созданию полноценной системы подготовки кадров — на сегодня, пожалуй, это одна из наших главных задач. Важно, чтобы учитель не только отвечал высоким профессиональным требованиям, но и руководствовался в своей деятельности православной системой ценностей. Чтобы слова учения не пропали даром, педагог призван подкреплять их личным примером, жить теми идеалами и ценностям, которым учит своих воспитанников.

Катехизация: Для представителей восьми федеральных округов России Отдел провел учебные семинары «Подготовка катехизаторов и актуальные методики катехизации», итог — создание проектов епархиальных программ развития катехизической деятельности.

В рамках работы в Межведомственной комиссии при Учебном комитете доработано «Положение о церковной аккредитации образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности» и другие документы. Результат — из епархий начинают поступать заявки на выдачу представления Русской Православной Церкви на право их реализации. Отмечу, что достаточно богатый опыт уже накоплен, необходимо его обобщение и систематизация, а это, в свою очередь, требует активного соработничества епархий и Синодального отдела. В настоящее время готовится проект документа «Стратегия развития катехизической деятельности для епархий Российской Федерации». Его положения направлены на формирование эффективной системы катехизации: побуждение оглашаемых и новоначальных членов Церкви к полноценному воцерковлению, активному участию не только в социальных, образовательных и иных церковных проектах, но, в первую очередь, в сакральной жизни Церкви, то есть к участию в Святых Таинствах.

Деятельность воскресных школ: Сотрудники Отдела в течение года посетили 14 епархий в рамках проведения мониторинга внедрения и реализации «Стандарта учебно-воспитательной деятельности…». Эти поездки показали, что со Стандартом знакомы все, однако его реализация еще не носит обязательного характера. Епархиальным отделам религиозного образования и катехизации предстоит серьезная работа по продолжению апробации регламентирующих это направление образовательной деятельности документов. Для воскресных школ — это епархиальная аттестация, которая призвана содействовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности и материально-технического обеспечения. Хотелось бы обратить внимание собратьев архипастырей на важность этого направления работы.

Синодальный отдел продолжает разработку Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ (для детей). К настоящему моменту выпущены основные комплекты по вероучительным дисциплинам для начальной ступени. Учебные пособия будут презентованы в рамках профильной секции на нынешних Чтениях.

Дошкольное образование: В 2014 году был пересмотрен и приведен в соответствие с принятым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования действующий «Православный компонент дошкольного образования».

В епархии направлены «Рекомендации» по разработке Региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций, работе с дошкольниками. Все условия для успешного осуществления этой работы имеются, нормативно определены и поэтапно прописаны. Еще раз подчеркну — нужны наше реальное внутрицерковное соработничество и заинтересованность епархий.

Православные школы: В 2014 году впервые прошли аттестацию, а также были переаттестованы 77 православных школ, гимназий и дошкольных образовательных учреждений. К сожалению, все еще сохраняется парадоксальная ситуация, когда новообразованная православная школа или гимназия, получая государственную лицензию и аккредитацию, не имеет основного документа — конфессионального представления Русской Православной Церкви. Деятельность образовательных организаций, именующих себя православными, но не согласующих свои программы с рекомендуемыми Церковью, недопустима. Абсолютно уверен, что у епархиальных архиереев есть все возможности, чтобы в самые сжатые сроки навести порядок в этом направлении.

В феврале 2015 года планируется принятие новой редакции «Положения о выдаче конфессионального представления», которое регламентирует процесс конфессиональной аттестации в соответствии с принятыми государственными нормативно-правовыми актами. Это положение обязательно для всех образовательных организаций, реализующих религиозный компонент.

Не утратила своей остроты проблема финансирования частных школ и гимназий. В подавляющем большинстве случаев расчет норматива финансирования для негосударственных и муниципальных образовательных учреждений в регионах разный. В связи с этим прошу епархиальные Отделы религиозного образования во взаимодействии с региональными органами управления образованием тщательно прояснить данный вопрос, оказывая всяческое содействие православным школам.

Пример плодотворного соработничества Церкви, государственных органов власти и общественных организаций — ежегодные конкурсы:

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», проводимый совместно с Министерством образования Российской Федерации;

Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».

Очевидное подтверждение успешной реализации этих инициатив — все более расширяющаяся география и возрастающее количество участников.

Работы педагогов — участников конкурса «За нравственный подвиг учителя» — уже составляют обширную базу данных по самым разнообразным направлениям педагогической, воспитательной деятельности. Важный качественный показатель — ежегодно возрастающий интерес к методическим разработкам в области преподавания Основ православной культуры.

Традиционно обращаюсь к собратьям-архипастырям, представителям органов государственной власти, пастырям, педагогам и воспитателям с просьбой оказывать всемерную поддержку этим значимым церковно-государственным проектам.

Весьма перспективным направлением видится совместная работа Синодального отдела, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования и православного педагогического сообщества над созданием концепций-программ преподавания истории, литературы и других предметов гуманитарного цикла, организацией кафедр подготовки учителей православной культуры в университетах и педагогических вузах.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Министерство образования и науки РФ за многогранную совместную деятельность в рамках Межведомственного совета по введению во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», постоянной рабочей группы Министерства и Синодального отдела, разрабатывающей весь спектр вопросов образовательной тематики, представляющих взаимный интерес.

Хотел бы выразить личную признательность министру образования и науки Дмитрию Викторовичу Ливанову, который содействовал реализации крайне важной, на наш взгляд, идеи: с этого года впервые сотрудники Министерства участвуют в качестве экспертов и консультантов в работе комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения, помогая подготовке важных общецерковных документов.

В истекшем году сотрудники Синодального ОРОиК совершили 124 поездки в епархии для проведения встреч с представителями органов управления образованием, специалистами епархиальных отделов, педагогами, катехизаторами; участвовали в мероприятиях регионального этапа Рождественских чтений; проводили аттестацию православных образовательных организаций и воскресных школ. Одна из наиболее важных задач этих рабочих визитов — реализация резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об оказании помощи епархиям, испытывающим сложности с организацией преподавания ОПК.

И в заключение — ключевой вопрос возможности расширения преподавания Основ православной культуры в курсе ОРКСЭ по всем ступеням и годам школьного обучения.

Говоря об этом, мы исходим из педагогической необходимости непрерывности воспитательного процесса. Излишним и нелогичным было бы создание в такой стране, как Российская Федерация, громоздких механизмов подготовки педагогов, разработки учебно-методического обеспечения, многочисленных рабочих групп и авторских коллективов, методических объединений учителей и т.д. только для того, чтобы учащийся из 11 лет пребывания за школьной партой уделил предмету, нацеленному на воспитание нравственных основ, только 34 часа!

Посему вновь и вновь повторяю — разумным и педагогически оправданным представляется поэтапное расширение курса по всем ступеням и годам обучения, с учетом тщательной проработки всего учебно-методического обеспечения, подготовки учителей, проведения педагогического эксперимента на нескольких площадках, как в столице, так и в регионах.

Второй, неотъемлемой составляющей качественного духовно-просветительского воспитания в школе нам видится установление прочных межпредметных связей ОРКСЭ со всеми дисциплинами гуманитарного цикла: историей, литературой, обществознанием и т.д.

По мысли наших великих педагогов весь комплекс знаний должен основываться на нравственных принципах, содействовать созиданию высокообразованного, культурного, духовно развитого гражданина нашего Отечества.

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще», — писал Константин Дмитриевич Ушинский ( «О нравственном элементе в русском воспитании»).

Очень надеюсь, что в наследие нашим потомкам мы сумеем оставить согласованную, сбалансированную систему духовно-нравственного воспитания, базирующуюся на традиционных нравственных ценностях, отвечающую великим задачам, стоящим сегодня перед Россией.

И в заключение хотел бы процитировать начало первого урока «Россия — наша Родина» — общего для всех модулей курса ОРКСЭ, в котором есть такие замечательные слова о религиозных культурах и морально-этических нормах: «Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого…»

Не будем же лишать детей и молодежь возможности все время своего духовно-нравственного и интеллектуального возрастания приобщаться к этим вечным и прекрасным ценностям.

Благодарю вас за внимание.