По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяАрхипастырьОбращенияСлово митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии, на финальном туре конкурса композиторов Донской митрополии

Слово митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии, на финальном туре конкурса композиторов Донской митрополии

Слово митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, Главы Донской митрополии, на финальном туре конкурса композиторов Донской митрополии
  1  фотография
0 видео

Слово

митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия,
Главы Донской митрополии, на финальном туре
конкурса композиторов Донской митрополии

 

Сретенский храм города Ростова-на-Дону,

«17» ноября 2015 г., 18:00 – 19:50

 

Уважаемые члены конкурсного жюри!

Уважаемый Сергей Иванович, глава Администрации города Ростова-на-Дону! Отцы, братья, сестры!

 

Благодарю всех, кто потрудился в конкурсе композиторов Донской митрополии, который, безусловно, станет одной из важных вех в развитии православного певческого искусства.

Прежде всего, мои слова благодарности в адрес композиторов, направивших свои творческие силы к созданию новых замечательных церковных песнопений. Благодарю всех членов жюри, оргкомитет, и лично уважаемого Сергея Ивановича Горбаня, почтившего нас своим присутствием и уделяющего пристальное внимание процессу возрождения певческого дела в стольном граде нашего Донского края.

Конкурс композиторов Донской митрополии объединил не только перспективных или начинающих композиторов нашего края, но и привлек композиторов из разных уголков страны.

Должен отметить, что для максимальной объективности условием конкурса стала полная анонимность. Авторы присылали свои сочинения под девизами, а конверты, в которых содержалась информация о них, будут вскрыты только при подведении итогов.

Радостно отметить, что сегодня церковная музыка — не архаичное наследие прошлого, но живая традиция. Музыка – это та сфера, которая соединяет горнее и земное. Мы приходим к пониманию, что не только и не столько мастерство композитора определяют судьбу его духовного произведения, но, прежде всего, его живая вера, личный молитвенный строй, которые и создают мотивацию, подобную псалмопевцу царю Давиду: «Я уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспеваю Господу, облагодетельствовавшему меня». (Пс.12:6).

В церковных песнопениях содержится все учение Православной Церкви, переданное в поэтическом, популярном и удобоприемлемом для пения виде. Таким образом, достаточно внимательно слушать песнопения и церковные чтения, чтобы получать основные знания о вероучении. Музыкальный элемент при этом является тем средством, при помощи которого слушатель самым глубоким образом воспринимает и смысл текстов, и эмоции. 

Сегодня, оценивая духовные произведения разной степени сложности, разного музыкального языка и гармонии, мы должны в первую очередь смотреть на дух произведения. Мы не должны забывать, что сами произведения, в основу которых полагаются богослужебные тексты, должны по духу и форме быть богослужебными. И, не отвергая возможность поиска новых форм, хочется пожелать всем молодым церковным композиторам подвизаться по примеру их великих предшественников: Кастальского, Гречанинова, Рахманинова, Танеева, Турчанинова и многих других, положивших в основу своих сочинений древние знаменные распевы.

Но, кто же такие церковные композиторы? Если светские музыканты могут претендовать лишь на подражание церковности, то кто составляет церковные песнопения? Этих людей называют творцами песнопений и распевщиками, т.е. в первую очередь это «практикующие» православные христиане, живущие напряженной церковной и духовной жизнью. Церковные распевы (древневизантийские, григорианские, знаменные и другие) возникали и плодотворно развивались в периоды духовного расцвета церковной жизни. Это также говорит о том, что творцом церковного пения является не только отдельно взятая личность, но вся полнота Церкви, так как в церковном пении адекватно выражается литургический и аскетический опыт всей Церкви.

Потому, еще раз приветствуя всех собравшихся под сводами этого замечательного Сретенского храма, я хотел бы особое слово обратить к членам жюри и просить их принять при оценке того или иного произведения не только его музыкальную выверенность, но и молитвенный настрой, возможность его использования за богослужением. Эти цели, собственно, и преследует конкурс, чтобы по итогам можно было создать целостный литургический ряд песнопений, которые прозвучат в день освящения кафедрального соборного храма города Ростова-на-Дону в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Еще раз благодарю наши замечательные хоровые коллективы, которые представят нам сегодня новые церковные произведения, впервые звучащие в храмовом сакральном пространстве.

721 просмотра