Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на заседании Президиума Российской академии образования

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на заседании Президиума Российской академии образования
23 Декабря 2016 34

Заседание, которое возглавила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, прошло 21 декабря 2016 года. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом «Пути взаимодействия Русской Православной Церкви и Российской академии образования в сфере духовно-нравственного воспитания и образования».

Уважаемая Людмила Алексеевна! Уважаемые члены Президиума Российской академии образования!

Прежде всего примите сердечные приветствия высокому собранию от Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла и сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председателем которого я являюсь.

Наше присутствие здесь — возможность общения с выдающимися учеными, членами Академии. Это всегда радость. Но также одновременно определенное испытание, поскольку в вас мы видим высокопрофессиональных коллег, чьи суждения, отношение, оценки нашей деятельности, качества работы в сфере образования имеют для нас большое значение.

Деятельность Российской академии образования, ее действительных членов и членов-корреспондентов, управляющих органов и научных структур охватывает все российское образование. Наша сфера — та часть образовательной практики и педагогики, в которых принимает участие Русская Православная Церковь. Действуя при этом в интересах православных христиан, составляющих значительную часть нашего общества, граждан России, которые выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви. Эта сфера образования во всех ее основных составляющих — духовные школы, церковно-приходское образование и катехизация, изучение православной культуры в средней школе и христианской теологии в вузах.

Таким образом, религиозное и культурологическое образование для Русской Православной Церкви также является предметом научных изысканий, внимания, трудов как и для Российской академии образования. Это — предмет нашего общего внимания, трудов и, я бы добавил, еще и ответственности.

Церковный взгляд на науку и образование выразил святитель Филарет (Дроздов): «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством».

Известно выражение: Церковь — душа народа. И если мы принимаем эту аксиому, тогда образование и просвещение можно сопоставить с умственной жизнью народа.

Доброго, сердечного, душевного ума или «разумного сердца» просил себе у Бога царь Соломон, как повествует Священное Писание. Ни знаний, ни власти, ни долгой жизни или многих потомков. И для отдельного человека, и для любого народа, человеческого сообщества сами по себе достижения в умственной сфере, знания и умения без духовно-нравственной основы — бездушные знания и умения. Они не принесут пользы в жизни, а могут и прямо вести к погибели.

Любое образование без своих Высших смыслов, лежащих за добытыми, передаваемыми, изучаемыми знаниями, умениями или компетенциями, программами и методиками, как все это ни называть — бессмысленно, в конечном итоге. Человека никогда не получится затолкать в клетку «чистого знания», а из образования сделать социальную машину по массовому производству функциональных, профессиональных, самоадаптирующихся, мобильных человеческих единиц, пусть даже и креативных. Не получится — хотя мы знаем, что такие идеи и планы имеются.

Не меньшую опасность представляет чужеумное или злоумное образование, когда эта жизненно важная сфера отдается в распоряжение внешнего, чужого для нашего народа ума, действующего, разумеется, в своих интересах. Или даже пытающегося подстроить под эти свои интересы умственную жизнь нашего народа, тем самым искажая и разрушая ее.

В преддверии столетия революции в России с ее атеистической идейной основой, разрывом с традиционной моралью, с культурным наследием сейчас особенно рельефны образы и роль Русской Православной Церкви, российского образования, российской школы в общественной жизни страны.

Известно, что в отличие от государственного переворота революция предполагает изменение основ социального строя. В этом отношении события, начавшиеся 100 лет назад, явились социальной революцией. Но как оценивать эти события в исторической перспективе с учетом их последствий, в том числе событий 90-г годов? Тоже изменения основ социального строя, но прямо в противоположном направлении? Две социальные революции в противоположных направлениях дают в итоге один переворот, верхушечное изменение во власти. И тогда весь период логично рассматривать как хождение по кругу с ложным или чужим для нашего народа умственным, а изначально — смысловым, духовным ориентиром. И в итоге — возвращение в исходную точку, но с огромными потерями народного достояния: от самого главного — жизней людей, до экономики и территории государства. Самые объективные критерии — падение нашей доли в населении и мировой экономике за 100 лет в несколько раз, по любым методикам подсчета.

Такой путь, очевидно, нельзя назвать успешным при каком угодно теоретическом подходе к его оценке. И в этом тоже есть наша ответственность — и Церкви, и российского образования.

Сегодня и Церковь, и школа, стоят перед не менее значимыми, драматическими или, как говорят, судьбоносными вызовами и выборами. В этом смысле можно сказать, что история повторяется. В глобальном аспекте снова на повестке дня смысловой выбор пути, направления движения. Встраивание в периферийную зону так называемого мирового сообщества с надеждой получать крохи со стола так называемых развитых стран. Для этого ориентировать свою сферу образования — умственную жизнь народа! — на стандарты и указания «глобального лидера» с верой, что он нас любит, заботится о нас и желает разделить с нами все свои ресурсы и возможности. Каким образом проявляется эта забота — мы видим на примере исторической части нашего Отечества — Украине, или 90-х годов здесь, в Российской Федерации.

И все это на фоне углубляющегося кризиса общественной морали, института семьи, продолжающейся безудержной эксплуатации природы, которая разрушается всеми доступными для человечества научными, технологическими способами. И чем большим арсеналом таких технологий обладает человечество, благодаря, конечно, науке и образованию, лишенным ответственности перед Творцом, тем активнее оно разрушает вес вокруг. А вместе с этим и самого человека.

Это реальная проблема современности. Отдельные высказывания, призывы и даже действия относительно критического состояния нравственности, экологии, экономики, политики в силу мощной инерции запущенных глобальных процессов пока не оказывают существенного влияния на траекторию развития человечества в целом и нашего общества, в частности. Иногда даже создается впечатление, что от нас вообще ничего не зависит, и все решения в готовом виде приходят откуда-то сверху. Сверху или сбоку, но точно — не от Бога.

Если не принимать во внимание многовековой опыт отечественной школы, практически всегда в нашей истории тесно связанной с Церковью, то уместно задать вопрос — кто в ответе за российское образование? И самое главное — на каких основах мы должны сейчас учить и воспитывать детей в российской школе? Если это государство, тогда в основе должна лежать государственная идеология. Печальный опыт идеологической монополии весьма памятен! Обязательная, принудительная идеология для всех не нужна. Но пока даже просто российский патриотизм, о котором говорил недавно наш Президент, вызывает значительное раздражение не малой, увы, части общества.

Может быть, это «чистая» наука или гуманизм — светский, новый или еще какой-то, но отрицающий традиционную духовную культуру, мораль, нравственные максимы, данные в евангельских заповедях, как архаические пережитки? Но опыт! Опыт говорит нам — где богоборчество и отказ от традиционной духовной культуры и морали народа ставились в основу образования, это приносило в итоге только разрушение.

Слава Богу, мы видим сейчас трудное, но последовательное возвращение традиционных ценностей в наше общество и в наше образование. Возвращение у многих людей, в том числе в научном и педагогическом сообществе, понимания необходимости возрождения и развития российской школы на ее исторических и культурных основаниях.

Учитывая, конечно, и весь столетний положительный опыт.

Эти процессы нашли отражение, в частности, в принятии Правительством России в прошлом году государственной Стратегии развития воспитания, где приоритетной задачей государственной политики впервые после 1917 года заявлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности».

Этот документ я хотел бы отметить особо, поскольку к его обсуждению, и не только обсуждению, но и впервые к реальной работе над ним, были привлечены представители широкой общественности, включая и российские традиционные конфессии. Церковь также приняла участие в этой работе в лице православных христиан, специалистов, в том числе сотрудников академических учреждений и членов Академии. В результате мы получили документ, который может быть ориентиром в развитии социального института воспитания в стране и образования в целом. Поскольку воспитание неотделимо от обучения.

Неслучайно также, что основные положения Стратегии развития воспитания о возрождении российских традиционных духовных ценностей, взаимодействии государства и религиозных организаций в сфере образования были повторены и даже получили развитие в обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Установлено, что сейчас для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимо повышение роли школы в воспитании ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. А также — повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, российской светской (гражданской) этики и — традиционных религий.

Церковь бережно хранит в Себе эти самые традиционные духовные ценности, на которых только и может строиться подлинное образование и сама жизнь человека, как и жизнь нашего народа, в том числе общественная безопасность и государственность.

Русская Православная Церковь сегодня является инициатором многих проектов в сфере образования, однако периодически за это подвергалась и подвергается нападкам и обвинениям. В первую очередь, во вторжении на «чужую территорию», в светскую школу. При том, что почти все эти инициативы направлены на реализацию законных интересов и прав большинства или, по крайней мере, существенной, значительной части граждан России, нашего общества. Какая уж тут «чужая территория»?

К сожалению, мы стали свидетелями таких нападок в связи с экспертизой программ по православной культуре в Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию. В их основе — прямая ложь о намерении Церкви (а также министерства, и заодно Академии) принудить всех детей учить православную культуру по этим программам с 1-го по 11-й классы. Ни на чем не основывающиеся инсинуации о вредных последствиях православного образования для нравственности детей без указания на какие-либо реальные факты. Провоцирование этими ложными обвинениями вражды к Русской Православной Церкви в обществе, в том числе, и со стороны других конфессий.

А ведь от Церкви никогда не было слышно критики или даже просто оценки целесообразности, разумности» полезности изучения в светской, государственно-общественной школе философского атеизма или религиозных традиций ислама, иудаизма» других религий в государственных и муниципальных образовательных организациях. Указаний в адрес последователей атеизма или других религий, как и чему надо учить их детей.

Подобные провокации, к сожалению, оказывают влияние на взаимодействие государства и Церкви в сфере образования. Признаюсь, к нашим сотрудникам было даже несколько обращений в частном порядке членов Академии, встревоженных этими ложными сообщениями, с просьбой прояснить ситуацию, нашу позицию. Приходилось пояснять, что данные программы разработаны по решению совместной рабочей группы Министерства образования и Русской Православной Церкви. Что они никого и ни к чему не обязывают, являются методическими материалами для разработчиков учебников и пособий по вариативному курсу православной культуры, который преподается там, где его свободно выбирает школа в соответствии с пожеланиями, запросами семей и детей. Этот курс преподается сейчас, и уже давно, во многих школах, и это никак не связано с расширением преподавания ОПК. Фактически программы дублируют аналогичный методический материал почти 15-летней давности — Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Оно было узаконено письмом министра образования Владимира Михайловича Филиппова в 2002 году и широко используется на практике уже больше десяти лет. Указанные программы просто представляют это содержание образования с учетом формата и требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.

При этом принципиальной позицией Церкви, выражающей в этом случае просто интересы православного сообщества в нашей стране, является необходимость обеспечения гарантии преподавания, возможности изучения детьми православной культуры на добровольной основе, по выбору полноценно — по разным уровням и годам обучения в школе. А не только в одном 4-м классе, как сейчас. И мы всегда открыто говорили и говорим об этом. Кстати напомню, что уже в 2010 году социологические опросы показывали: 1 год преподавания посчитали достаточным только 1% родителей; больше половины уже тогда высказались за преподавание религиозных культур по выбору не менее 5 лет, и около 20% — по всем годам обучения.

Имея в виду положительный опыт нашего сотрудничества, хочу выразить вам благодарность за участие в организации и проведении Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Президент Академии Людмила Алексеевна Вербицкая является членом Оргкомитета конкурса, вице-президент Юрий Петрович Зинченко принимает участие в заседании Конкурсной комиссии, определяющей лауреатов. На одном из последних заседаний им было внесено предложение о популяризации конкурса среди школ — инновационных площадок Академии и о презентации информации о Конкурсе на круглых столах в РАО.

Еще один интересный проект реализуется в Ростове-на-Дону при участии православной Свято-Георгиевской школы, Синодального отдела и Института стратегии развития образования РАО. Разрабатывается и апробируется ряд образовательных программ, направленных на решение задачи развития отечественного образования на основе современных технологий и традиционных духовно-нравственных ценностей.

Важные функции Российская академия образования выполняет в обеспечении качества образовательного процесса путем государственной экспертизы школьных учебников и пособий. Это касается и православной культуры. Такие учебники, пособия есть в Федеральном перечне, готовятся новые, в том числе для основной школы, направляются на федеральную экспертизу. Мы видим и ценим вклад Академии в развитие педагогической базы преподавания православной культуры, повышение качества его учебно-методического обеспечения.

В Порядок формирования федерального перечня учебников приказом Министерства образования и науки включено положение об участии представителей религиозных организаций в общественной экспертизе школьных учебников и пособий по религиозным культурам. В связи с этим данная, важнейшая для качества образования, воспитания детей в школе, сфера нашего соработничества, надеюсь, также будет расширяться, развиваться.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы стоим уже не на пороге, а на ступенях третьего тысячелетия. В нынешний сложный и ответственный период в истории нашего Отечества развития российского образования на первый план выходит наше общее гражданское или общенациональное единство, о котором не раз говорил, в том числе в недавнем Послании Федеральному Собранию, Президент России Владимир Владимирович Путин. Это единство имеет не только количественное, общественно-политическое, но и качественное духовное и нравственное — человеческое измерение. В достижении и укреплении этого единства, взаимопонимания и сотрудничества Российской академии образования и Русской Православной Церкви я вижу главную цель нашего общения и этой встречи.

Благодарю вас за внимание!