Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на XVII Димитриевских образовательных чтениях

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на XVII Димитриевских образовательных чтениях
12 ноября 2012 790

Уважаемые участники!
Дорогие друзья!

Рад приветствовать Вас на XVII Димитриевских образовательных чтениях, которые открываются в этом году под сводами Ростовского академического театра драмы.
Слова особого приветствия хотел бы также адресовать моим собратьям архипастырям: Преосвященному Волгодонскому и Сальскому Корнилию и владыке Шахтинскому и Миллеровскому Игнатию. Важно, что на таких серьезных форумах Донская митрополия выступает в своей иерархической полноте и единстве. Доброе соработничество между нашими епархиями становится значимым фактором в успешном выполнении Донской митрополией той пастырской и общественной миссии, которая была возложена на нее Святейшим Патриархом и Священным Синодом при создании.
За свою долгую историю, Димитриевские чтения претерпели качественное изменение: расширился состав участников, значительно вырос организационный уровень, общественное значение. Впервые начавшись на Донской земле семнадцать лет назад, Чтения проводятся сегодня как региональная составная часть единого общероссийского педагогического форума — Международных Рождественских образовательных чтений. Причем год от года ростовский форум все в большей степени сочетает в себе черты дискуссионной трибуны, творческой мастерской и лаборатории педагогического труда. Крайне важно подчеркнуть, что Димитриевские чтения из области постулатов и теоретизирования переходят в плоскость практической работы. Происходит больше предметных встреч, где участники обмениваются реальным опытом, проводятся тренинги и мастер классы, тиражируются и обсуждаемые разработки, составляются конкретные программы, происходит обучение новым методикам. Переход в плоскость практического применения является логическим продолжением всей той работы, которая была проделана ранее.
В этом году наша встреча имеет целью осмыслить важнейшие вопросы взаимоотношения традиционных ценностей и современного мира. Духовное состояние российского общества вызывает обеспокоенность не только церковного сообщества, но и светского — представителей власти, культуры, всех думающих о судьбах страны людей. Сегодня перед нашим обществом стоят проблемы связанные с оскудением нравственного фактора в жизни людей, демографическим кризисом, разрушением семейных ценностей, культурных устоев. Все чаще мы слышим о возрастающей и молодеющей преступности. О том, что алкогольная и наркотическая зависимость достигли немыслимых масштабов. О том, что в области духовной жизни размываются базисные понятия о добре и зле. Мы с вами сталкиваемся с серьезными вызовами времени, когда на повестке дня стоит вопрос о самом выживании человеческого общества как такового.
В сложнейший исторический период, который проходит современная Россия, Русская Православная Церковь не может быть безучастной в обсуждении этих актуальных и животрепещущих тем. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз подчеркивал, что «Церковь несёт ответственность за нравственное состояние своего народа и будет находиться в диалоге с властью, чтобы через сотрудничество с ней служить высоким целям, которые перед Ней стоят». От того, насколько активной будет наша консолидированная позиция, без преувеличения, зависит то, в какой стране мы будем жить.
Какими же средствами Церковь, общество и власть могут благотворно повлиять на сложившее положение вещей в современной России? Возможностей, слава Богу, достаточно и безусловной неотъемлемой и незаменимой частью, для каждой из множества поведенческих моделей в этом сложнейшем процессе является духовно-нравственная составляющая. Без элементарных навыков духовной жизни, без основ религиозных знаний, полноценная личность не может состояться ни творчески, ни социально. Именно духовная компетенция позволяет человеку мыслить (как бы теперь сказали) инновационно, действовать гуманно, твердо исповедуя правовые устои гражданского общества.

Религиозное образование и просвещение
Исходя их этих задач, в Донской митрополии создана система внутрицерковного образования, которая включает в себя образовательные учреждения (группы) для учащихся от дошкольного возраста до взрослых людей, получающих профессиональные религиозные знания. Но не менее важным нам видится присутствие духовно-просветительских элементов и в светском образовательном пространстве. Самый известный образец такого присутствия — преподавание Основ Православной Культуры в курсе ОРКСЭ в четвертых классах общеобразовательных школ. В Ростовской области выбор в пользу ОПК из шести модулей сделали родители более 70% нынешних четвероклассников. Однако, необходимо признать, что этот процесс сталкивается с определенными трудностями. Огромное количество учителей вошли в классы, еще не будучи достаточно подготовленными к преподаванию предмета, не в полной мере налажено взаимодействие между епархиальными структурами и структурами министерства образования, часто можно встретиться и с реликтовыми взглядами на воспитательный процесс в обществе гнездящимися конями своими в 30-х – 60-х годах прошлого века. Решение этих проблем должно осуществляться комплексными мерами: прежде всего налаживанием взаимоуважительного общения и сотрудничества (в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ), повышением квалификации педагогов, при непосредственном участии в этом процессе священнослужителей, в полной мере обладающих педагогическим и богословским багажом знаний, проведением педагогических профильных конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад для учащихся, в работе методических объединений по курсу. В качестве еще одной меры, видится целесообразным поднятие уровня печатных материалов по изучаемому предмету, увеличение количества качественных современных текстов по православной культуре.
Среди существующих на этом пути трудностей, особо следует отметить то, что на сегодня в нашем регионе отсутствует законодательная база для расширения преподавания ОПК (кроме модуля в курсе ОРКСЭ). Создание рабочей группы по выработке нового областного закона о духовно-нравственном воспитании и образовании, в том числе в учреждениях дошкольного образования, стоит в числе первоочередных задач. Поэтому, я хотел бы обратиться к уважаемым представителям законодательной власти с предложением по разработке и принятию в обновленной редакции Областного закона о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, который бы в полной мере отвечал потребностям дошкольного, школьного и специального образования. Мы надеемся на понимание и добрый отклик на нашу просьбу, которая беспокоит все православное педагогическое сообщество.
Призывая к духовному обновлению, Церковь сама, в первую очередь, дает пример ответственной и серьезной работы в этом направлении. Отделом религиозного образования и катехизации проводится работа по повышению богословской и пастырской квалификации священнослужителей. С этого года организованы специализированные семинары, деятельность которых направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь священникам плодотворно работать с преподавателями, учителями, общественными объединениями, масс-медиа сообществом, раскрывать темы, которые востребованы в современной жизни.
Этот процесс требует консолидации всех епархиальных ресурсов и возможностей. Очевидно, что образовательный элемент, в силу своего важного значения, присутствует в деятельности практически всех отделов епархии. Поэтому Отделы образования должны проводить постоянную консультативную работу с другими епархиальными структурами. Однако, масштабы этой деятельности на сегодня — явно недостаточны. Было бы целесообразно организовать на постоянной основе специальные совещания по образовательной и просветительской деятельности между Отделами образования и другими епархиальными отделами митрополии. К этому процессу должны также активно подключиться и духовно-просветительские центры епархий.

Церковь и современные масс-медиа
Не менее важной и просветительской является работа Церкви со светскими СМИ. Здесь, задача состоит в том, чтобы выработать успешные механизмы сотрудничества с современными масс-медиа, предотвращая создание и распространение информационных «мифов», которые искажают реальное положение вещей. В рамках такого сотрудничества необходимо вовремя и качественно давать комментарии к общественно значимым и резонансным событиям. Крайне важно в этом взаимодействии, чтобы за необходимыми комментариями журналисты обращались к официальным представителям Церкви.
Первоочередной задачей внутри самой митрополии, по- прежнему, остается взаимодействие церковных информационных структур. Все епархиальные СМИ должны иметь тесный и постоянный контакт между собой, создавая единое информационное поле, самобытное и самодостаточное, но профильно ориентированное на СМИ митрополии.
Важной перспективой в развитии нашего взаимодействия со светским медиа-пространством является работа со студенческими и молодежными СМИ. В этом направлении уже достигнуто понимание с молодежными объединениями таких вузов как ЮФУ, РИНХ, ДГТУ и РГУПС. На Епархиальных сайтах и на страницах Вестника Донской Митрополии размещаются материалы подготовленные студентами данных университетов.
Я хотел бы призвать всех думающих и пишущих братьев и сестер, принять активное участие в наполнении официальных сайтов наших епархий и журнала Митрополии актуальными публицистическими материалами, а также статьями на богословские темы.

Церковь и общество
В целях плодотворного сотрудничества по общественно важным темам в Донской митрополии также работают Отделы по взаимоотношению Церкви и общества. Профильные задачи, стоящие перед этими Отделами, включают в себя обсуждение законотворческой деятельности на региональном уровне, оценку появляющихся законопроектов с точки зрения нравственной парадигмы, организацию дискуссии между властными структурами и обществом по целому ряду актуальных тем. Мы должны научиться выстраивать конструктивные отношения и плодотворное сотрудничество с любыми светскими и общественными объединениями, будь то политические партии, профсоюзы, общественные организации, объединения предпринимателей и так далее. Очень важно в этой деятельности консолидировать православную общественность, как это было сделано на примере Фестиваля Донской иконы Божией матери, который стал настоящим открытием года. В немалой степени, мероприятие имело положительный общественный резонанс благодаря участию общественных сил и поддержке Правительства Ростовской области. Начатую работу необходимо продолжать и искать новые формы церковно-общественного сотрудничества.
Среди приоритетных задач во внешней церковной деятельности существует также необходимость углублять межконфессиональный диалог. В связи с этим, видится целесообразным создание Межконфессионального совета в рамках Ростовской области, который стал бы площадкой для встречи представителей традиционных религиозных культур и дал бы возможность проведения совместного осмысления вызовов времени и нахождения путей их разрешения, что смогло бы придать еще больший импульс к консолидации столь богатой национальной и религиозной палитре нашего Донского региона..
Федор Михайлович Достоевский говорил о том, что «красота спасет мир». Однако, стоит отметить, что в современном российском обществе, в том числе и внутри самой Церкви, не всегда хватает культуры для восприятия этой красоты. Тем актуальнее и своевременнее стало создание искусствоведческой комиссии Донской митрополии. Деятельность этого органа тем более значима, что речь идет о воспитании чувства прекрасного не у одного поколения людей. От того, какими будет внешний вид и внутреннее убранство наших храмов, во многом зависит культурный и эстетический уровень нашего народа. Необходимо понимание особой важности художественной компоненты в формировании духовно-нравственных ценностей современного мира. В связи с этим представляется важным выработать более серьезное отношение к архитектурным формам и интерьерному содержанию наших храмов. Искусствоведческая комиссия стремится коллегиально, в тесном соработнчиестве со светскими специалистами – представителями Министерства культуры РО, согласовывать все проекты возводимых храмов на Донской земли и их реставрацию.
Созидая новые храмы, важно не забывать о том богатом архитектурном наследии, которые досталось нам от наших предков.
В связи с чем, видится крайне важной инициатива Донской митрополии совместно с Правительством области, городской Администрацией, при поддержке широкой общественности возродить Ростовский Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Созданный в рамках этой инициативы Попечительский Совет, призван сохранить для потомков одну из главных достопримечательностей нашего края, наряду с Вознесенским войсковым собором и историко-художественным заповедником станицы Старочеркасской.

Церковь и казачество
Важнейшим явлением региональной жизни и составной частью нашего гражданского общества, является Донское казачество, которое исторически всегда сохраняло неразрывную связь с Русской Православной Церковью. Именно Церковь сыграла решающую роль в формировании духовно-нравственного облика современного казачества. Поэтому Донская митрополия уделяет большое внимание образовательным и воспитательным процессам в казачьей среде. Правильные нравственные ориентиры, интерес к своей истории, семейным традициям, культурным ценностям – лежат в основе сотрудничества митрополии в этом направлении. Огромную роль в данной работе играют казачьи духовники — священники, призванные на местах «погружаться» в быт и проблемы казаков. Успех их миссии во многом зависит от повседневного соработничества с атаманами, от их личной жизни и веры. К сожалению, среди казаков можно наблюдать случаи и невысоких моральных и духовных качеств. Безбожные годы сурово обошлись и с этим традиционным российским сословием. Перед Церковью и казачьим руководством стоят общие задачи срочных мер по предотвращению морального падения, расколов и религиозных шатаний среди казачества. Хранить, развивать и приумножать отечественные духовно-нравственные, патриотические и культурно-исторические традиции казачества – наиважнейшая часть работы Донской митрополии. В этом процессе необходимо активно включать казачьи общества и семьи в жизнь православных приходов через регулярное посещение богослужений, участие в церковных Таинствах. Отрадно, что эта проблематика находит живой отклик внутри самого казачества. Мы верим, что совместными усилиями, казаки по праву займут достойное место в жизни нашего общества. Ведь именно они сегодня являются той народной силой, которая способна ответить на глобальные вызовы эпохи, защитить православные святыни от кощунства, осквернения и вандализма.

Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Немаловажной частью церковной миссии является и сотрудничество с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Опыт нашей совместной работы имеет многовековую традицию, в основе которой лежат высокие духовно-нравственные и патриотические идеалы любви к Родине, верности долгу, готовности к самопожертвованию. Эти качества всегда были свойственны российскому воинству, и во все времена вдохновлялись Православной Церковью.
Прерванное на долгие десятилетия сотрудничество Церкви, армии и правоохранительных структур сегодня вновь возрождается. Современное реформирование силовых ведомств происходит при активном взаимодействии с Русской Православной Церковью, призванной оберегать духовно-нравственное здоровье воина. В настоящее время Донская митрополия осуществляет постоянное сотрудничество с Южным военным округом, Северо-Кавказским региональным командованием Внутренних войск МВД России, Южным таможенным управлением, Главным управлением МВД России по Ростовской области, Ростовским юридическим институтом МВД России, Главным управлением Федеральной Службы Исправления Наказаний России по Ростовской области и другими органами управления и подразделениями силовых ведомств. С 2011 года в Министерстве обороны РФ введен институт военных священников. Мы должны ясно давать себе отчет в том, что от духовно-нравственного состояния этих служб и ведомств, зависит не только благополучие, но и безопасность нашего общества. Учитывая высокую потребность во взаимном сотрудничестве, основными задачами в этой области видится оказание помощи командованию силовых ведомств в обеспечение конституционных прав военнослужащих, работников правоохранительных органов и членов их семей в реализации свободы вероисповедования, их участие в мероприятиях по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий. Сегодня, как никогда, назрела необходимость в подготовке кадрового резерва для комплектования штатных должностей военных священников, что является предметом политической воли руководства. Православные пастыри – как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах – призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии.
С удовлетворением хочу отметить, что подписанные Донской митрополией Соглашения о взаимном сотрудничестве с Южным военным округом и правоохранительными учреждениями открывают большие возможности для преодоления искусственно создаваемых препятствий и возвращения русского воинства к отеческим традициям.

Церковь и тюремное служение
В социальном служении, основанном на словах Спасителя о любви к ближнему, особое место занимает миссия Церкви среди заключенных. Говорить о традиционных ценностях в современном мире, оставляя в стороне эту категорию наших сограждан, значит погрешить против прямой евангельской заповеди. Поэтому на Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл поставил задачу подготовки концепции по созданию реабилитационных центров социальной адаптации районного типа. Подобные центры призваны работать как со взрослыми, так с детьми и подростками, имеющими проблемы с законом.
Отделом по тюремному служению разработана программа, в которой процесс реабилитации начинается задолго до освобождения. На первом этапе, через преподавателей воскресных школ, путем анкетирования, выясняется реальное наличие социальных связей и профессий у заключенных, разрабатывается индивидуальный план их реабилитации с периодическим внесением необходимых корректив. На этом этапе очень важной является работа священников, окормляющих тюремный приход. Ведь от степени их участия и вовлеченности в судьбу осужденного, зависит весь дальнейший процесс реабилитации участника программы.
Для успешного осуществления второго этапа, отделом по тюремному служению открыт «Дом реабилитации для освободившихся из мест заключения» или кратко – «Реабилитационный центр», в котором вышедшие на свободу пребывают в течение 4-5 дней. На этом этапе реабилитации помощь оказывает социальный работник центра. Как правило, это староста одного из приходов исправительной колоний, освободившейся условно-досрочно и проживающий в реабилитационном центре на постоянной основе.
Третий этап реабилитации – ресоциализация. Он происходить в течение неопределенного времени, обусловленного личностно-психологическим состоянием освободившегося. Реабилитационный центр должен стать своеобразной церковной общиной для обратившихся, по аналогу с общиной в исправительном учреждении. Осиновыми духовными ориентирами центров должна быть личная вера, участие в Таинствах Церкви, ведение духовно-нравственного образа жизни, стремление к трудовой деятельности и к созданию здоровой семьи. Забегая вперед, хотелось бы сказать, что крайне важным нам видится создание специализированного реабилитационного центра вне города, в котором, как в некой духовной общине, освободившиеся смогут жить более длительное время, ведя натуральное хозяйство. Очень надеемся, что этот церковный проект найдет отклик и со стороны государственных структур.

Святые Донской земли
Говоря о ценностных ориентирах, о пространстве современной жизни, о духовных проблемах, нельзя обойти молчанием и такую важную для Церкви тему, как почитание святых. Что бы человек ни делал на земле, он не сможет достичь должного успеха, без благодатной помощи Творца. Согласно церковному пониманию, святые люди, это зримые свидетели того, что благодать Божия действует в человеческой истории. Более того, оказавшись в селениях праведных, в райском мире, святые имеют особое дерзновение перед Богом молится о тех, кто еще проходит свое земное поприще в мире сем. Из этой веры родилась церковная практика особого почитания местно чтимых святых. Т.е. тех самых небожителей, подвиг которых проходил на территории, где нам с вами сегодня суждено жить и трудится. Их молитвы и предстательство являются важными факторами в духовном оздоровлении народа, в обновлении всех сфер жизнедеятельности нашего общества. Прошедший XX век явил нам целый сонм святых жен и мужей, которые личным примером исповедничества и мученичества засвидетельствовали о своей верности Богу и святости жизни. На прошедшем Архиерейском Соборе в феврале 2011 года был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В конце этого документа прозвучал призыв подражать новомученикам в стойкости и верности. Данный призыв не просто красивая фраза, это духовное наставление всем верным чадам Церкви.
Применительно к Донской митрополии, это решение предполагает значительную активизацию работы по изучению нашей региональной церковной истории. Что же нам известно о святых Донской земли? На сегодняшний день, общеизвестными святыми, так или иначе связанными с нашим краем, являются: святитель Митрофан Воронежский, который временно управлял Донской епархией в 1700 году, праведный старец Павел Таганрогский, священномученик Захария (Лобов), бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии, священномученик Димитрий (Добросердов) епископ Можайский, святитель Досифей Молдавский, священномученик Амфилохий (Скворцов) и священномученик Николай Попов.
Даже беглый взгляд на титулы этих святых дает представление о том, что их отношение к Донской земле имеет условный характер. Все они являются одновременно святыми других епархий, где, как правило, почивают своими мощами, а значит, почитаются как местно чтимые «по преимуществу». Единственным местно чтимым святым нашего региона, из всего этого списка, остается лишь один — вышеупомянутый праведный старец Павел Таганрогский. Возникает такое впечатление, что на Донской земле не было русской голгофы ХХ века, не было массовых репрессий и откровенного геноцида духовенства, мирян, казачества, что не обагрялась эта земля кровью мучеников за веру, пролитой богоборцами… Конечно, это не так. С целью увековечивания памяти подвижников веры и прославления наших святых соплеменников в Донской митрополии была создана Комиссия по канонизации святых. Первыми шагами вновь образованной Комиссии была работа с архивными документами. В результате, было обнаружено 109 следственных дел из архива УФСБ и несколько сотен папок с другими документами. Были проведены встречи с родственниками репрессированных клириков и мирян Русской Православной Церкви, получены необходимые документы из семейных и других архивов. Из имеющихся в распоряжении Комиссии по канонизации материалов было рассмотрено 45 архивных дел. Сегодня представляются актуальными для подготовки к канонизации материалы дел: протоиерея Иоанна Домовского, священноновомучеников Илии Попова, Константина Верецкого, Иоанна Талантова, а также священноисповедника Александра Попова.
Память тех, кто был верен Христу как в жизни, так и в смерти, является невидимым, но реальным подспорьем всем тем благим переменам, в которых нуждается наше современное общество.

В завершении, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что современный мир, сталкиваясь с тяжелейшими вызовами нашего времени, не имеет шансов на успешное их преодоление без твердой почвы под ногами. Таким незыблемым основанием как для личности, так и для всего общества, являются традиционные ценности. Это крайне важные социальные амортизаторы, которые помогают человеческой цивилизации, среди ухабов и неровностей, не скатиться в кювет. Опыт поколений и недавняя история нашей страны, приводят достаточно примеров тому, как забывая о духовных ориентирах, даже самые развитые сообщества исчезали с лица земли. Вот почему для Донской митрополии столь важным является широкий спектр деятельности в области образовательных инициатив, социального служения, патриотического воспитания, общественного диалога и свидетельства в современном масс-медиа пространстве.
Без комплексной работы во всех этих направлениях, без поддержки со стороны общественных сил и государственных структур, мы рискуем уподобится, согласно словам Евангелия от Матфея, человеку безрассудному, «который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его велико» (Мф. 7:26-27).
Если через доброе взаимное соработничество, нам удастся сохранить ценностный базис в жизни нашего общества, то какие бы дожди, реки и ветры не налегали на наш общий дом, он не упадет, потому что стоять будет на твердом основании.
Надеюсь, что вся дальнейшая работа наших Чтений, пройдет с твердой уверенностью в незыблемости этой евангельской истины.
Призываю на вас Божие благословение! Покров Пречистой Богоматери да осенит нас в трудах!
Благодарю за внимание.