Доклад Председателя Синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад Председателя Синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
24 Января 2012 52
Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, представители государственной власти, уважаемые участники и гости XX Международных Рождественских образовательных чтений!
Рад приветствовать участников ХХ Международного образовательного форума, посвященного осмыслению соработничества Церкви, общества и государства в сфере забот о просвещении и нравственных ценностях.
В течение двадцатилетнего периода мы неизменно на высоком уровне Международных Рождественских чтений обсуждали вопросы возрождения, становления, раскрытия возможностей православной школы. Благодаря совместным усилиям Церкви и православного научно-педпгогического практически с нуля удалось создать основы системы религиозного образования – от детского сада до ВУЗов.
Безусловно, это - лишь начало. В обществе наблюдается неуклонный рост интереса к Православию, усиливается потребность в знакомстве с сокровищами нашей духовности, богословской мысли. Перед нами стоит задача осмысления пройденного пути, с тем, чтобы, подводя итоги и продолжая труды в данном направлении, дать аргументированный ответ на вопрошания современников о насущных духовных проблемах.
Современный мир динамичен. Столь же динамичной должна быть и система образования. Значительные изменения в этом направлении происходят в Европе, где в рамках Болонского процесса формируется общеевропейская интегральная система образования, основанная на принципах открытости и свободы. Активно в этом процессе участвует и Россия.
Каким же образом Русская Православная Церковь должна в этих новых условиях выстраивать отношения в сфере образования с государством и обществом? Какие коррективы в развитие православной школы в этой связи мы должны внести?
Надо отметить неоднозначное отношение к новым процессам в сфере образования. Ведутся споры, чувствуется растерянность педагогов и специалистов из-за непонимания того, как работать, что создавать самим, а в чем рассчитывать на государство.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не единожды говорил о недопустимости превращения образования в своего рода сферу коммерческих услуг, отмечая, что такая тенденция чужда «нашим традициям и народному менталитету» . Вне сомнений, коммерциализация образования не только ухудшит его качество, но и негативно отразится и на внутренней, духовно-нравственной жизни всех участников образовательного процесса.
Ведь образование – это не только передача знаний, но и целостная система нравственного воспитания. Религиозное образование не исключение. Являясь органичной неотъемлемой частью национальных образовательных систем стран, в которых наша Церковь совершает свое служение – оно призвано отвечать вызовам времени, с одной стороны, при этом сохраняя непосредственную связь с церковным преданием, таинственной жизнью Церкви.
Именно поэтому Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уделяет сегодня особое внимание таким базовым вопросам открытости и доступности, системности и непрерывности религиозного образования.
Открытость системы религиозного образования – это способность динамично реагировать на запросы верующих, социума стран канонического присутствия Русской Православной Церкви.
В известном смысле это способность к интеграции с национальными образовательными системами. Здесь особое внимание следует уделить различным формам взаимодействия в поликультурном пространстве – совместным образовательным форумам, конференциям, семинарам, проведению общих школьных олимпиад, конкурсов педагогического мастерства.
Православное образование должно быть доступно каждому – в этом тоже проявляется принцип открытости. Поэтому совершенно оправдано развитие форм дистанционного обучения.
Уже сегодня система религиозного образования нашей Церкви включает все уровни образования: дошкольное, среднее, высшее профессиональное. Нами рассматривается возможность создания в ближайшей перспективе православных учебных заведений начального и среднего профессионального образования таких как педагогические колледжи. Это должна быть именно система, со своими логически взаимосвязанными стадиями и этапами.
Приобщать к православной культуре нужно уже дошкольников. Для этого важно расширять сеть православных детских садов, садов с этнокультурным компонентом, семейных детсадов с духовно-нравственным направлением, а также создавать кружки, православные группы на базе государственных детских садов.
В течение 2011 года велась конфессиональная аттестация православных дошкольных образовательных учреждений, православных общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования. Сейчас разрабатываются Стандарты православного дошкольного образования, и в этом году, думаю, соответствующие документы уже будут представлены на широкое обсуждение.
Встречаются случаи, когда православная образовательная деятельность в епархиях ведется без гослицензии и конфессионального представления. Такая деятельность не только противозаконна, но и противоцерковна. Важно помнить: мы ответственны перед Богом за то, каким образом дети получают знания о вере и церковной традиции. Именно поэтому нужно получить установленное церковное разрешение. Самодеятельность здесь недопустима.
Священным Синодом был утвержден «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации». Разработаны примерные программы по обязательным предметам православного компонента общего образования, которые будут представлены на обсуждение в том числе и в рамках Чтений.
Еще предстоит проделать большую работу по улучшению преподавания в наших воскресных школах, которые должны быть четко вписаны в единую систему религиозного образования Русской Православной Церкви. Сегодня в Церкви - около