По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяАрхипастырьПроповедиСлово по окончании Литургии в день торжества в честь 15-летия со дня прославления праведного Павла Таганрогского в лике местночтимых святых Ростовской епархии

Слово по окончании Литургии в день торжества в честь 15-летия со дня прославления праведного Павла Таганрогского в лике местночтимых святых Ростовской епархии

Слово по окончании Литургии в день торжества в честь 15-летия со дня прославления праведного Павла Таганрогского в лике местночтимых святых Ростовской епархии
  1  фотография
0 видео

«Ваше Высокопреподобие, дорогой досточтимый собрат, архимандрит Симон, избранный и нареченный во епископа Шахтинского и Миллеровского, ваше Высокопреподобие и преподобие, уважаемые представители государственной власти, господин Атаман, матушка игуменья, дорогие таганрожцы, благочестивые паломники, дорогие братья и сестры, приветствую всех вас с праздником 15-летия со дня прославления праведного Павла Таганрогского! В молитвах обращаясь к Господу, мы просим: „Прослави, Господи, прославльших Тя“. Эта молитва, которая от века к веку в Церкви, услышана Господом и здесь, на земле таганрогской! И в числе святых угодников Божиих прославлен блаженный старец Павел, простой человек, который ничем не отличался от многих других людей, которые жили рядом с ним. Единственное его отличие было то, что он в духе, чистоте и истине прославлял Имя Божие. Вся жизнь его была отдана Господу. И потому блаженный старец Павел был почитаем и прославлен от Бога еще при жизни – даром прозорливости, чудотворения, даром молитвы, рассуждения, духовного назидания. Многие годы после его погребения нескончаемым потоком люди из разных концов земли русской шли к могиле блаженного старца – с молитвой, со скорбью – и получали утешение. И вот 15 лет тому назад Священноначалием было определено прославить старца Павла в лике местночтимых святых. Но сегодня мы уже говорим о том, что местночтимый святой блаженный старец Павел Таганрогский прославляем не только в Таганроге и Донской митрополии, но и далеко за ее пределами, по лицу всей Русской Православной Церкви. И потому сегодня мы особенно усердно молились Господу и просили Его, дабы свет молитв и молитвенного участия в жизни каждого из нас старца Павла просиял по лицу всей русской земли и блаженный Павел был прославлен в лике святых всей Полноты Русской Православной Церкви. Об этом сегодня молились люди разных национальностей и жители разных регионов, которые прибыли сюда. И я верю, что во многих уголках нашей необъятной страны сегодня возносятся молитвы святому блаженному старцу Павлу.

Что же особенного было в его жизни, что Бог его прославил?.. Особенностью его жизни была истовая вера и живое свидетельство о Боге. Мы часто спрашиваем, почему в нашей жизни мы оскудеваем духовно, уходит мир из нашего сердца, возникают конфликты – иногда семейные, иногда общественные, иногда государственного масштаба. Потому что мы утеряли добрый, живой пример живой веры. Вот старец Павел был таким живым примером. И люди, которые приходили к нему и, я верю, ныне приходят к раке его святых мощей, обретают для себя то внутреннее духовное спокойствие, которое сейчас так часто называют стабильностью. Вот эту внутреннюю духовную стабильность мы обретаем не от каких-то внешних условий, а именно от внутренней духовной жизни. И чем меньше этих стабилизаторов духовности людей живой веры будет в нашей среде, в народе, тем более нестабильная будет ситуация в людях. Потому что можно быть спокойным сердцем и уверенным в жизни только тогда, когда ты чувствуешь, что стоишь на твердой почве. Но ни одна экономическая, политическая модель общества, никакое финансово-экономическое благополучие не могут дать человеку этой уверенности. Потому что внутри этого человека вакуум… И наоборот, если человек целостный внутри, если его сердце спокойно, если он тверд в своих духовных убеждениях, никакие внешние обстоятельства не смогут изменить его жизнь, поколебать его. И мир Христов, который воцаряется через веру и молитву, дает такую стабильность, поколебать которую совершенно невозможно.

Сегодня это вспомнить особенно важно здесь, в городе Таганроге, приграничном с Украиной. Мы знаем, какие сложные испытания выпали на долю братского нам украинского народа, народа-единоверца, у которого единая с нами купель Крещения. Когда помутилось сердце людей и православный брат восстал на православного брата, когда в стране возникли военные конфликты, «междоусобная брань» — это тоже свидетельство духовной нестабильности, того, что что-то  упущено в духовной жизни. Потому и произошла эта разбалансировка духовных сил, которая и привела к междоусобной брани. Мы сегодня особенно молились о братском нам, православном украинском народе. Мы просили мира и благословения Божия Украине, ее народу, ее храмам, святыням, ее многовековой истории, – чтобы то, что созидалось нашими предками тысячелетиями, не было разорено, уничтожено. Именно поэтому в эти дни – дни такого духовного напряжения – обратился к нашему славянскому народу, к великому русскому народу (я имею ввиду не только россиян, но и украинцев, и белорусов) Святейший Патриарх Кирилл с просьбой усердных молитв.

И сегодня здесь, на границе наших государств, я хочу огласить Слово Его Святейшества, который говорит нам и о молитве, и о вере, и об обретении внутреннего мира».

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Полноте

Русской Православной Церкви

Дорогие братья и сестры, обращаюсь ныне ко всей Полноте нашей Церкви, ко всем народам исторической Руси.

Не может быть для нас сегодня ничего более важного, чем продолжающееся братоубийство, которое полыхает на территории Украины, унося все новые жизни.

Что происходит сегодня, прежде всего, в Донецкой и Луганской областях, и как следует относиться к происходящему членам нашей Святой Церкви?

В южных пределах исторической Руси разгорелась ныне междоусобная брань.

Результаты кровавого конфликта ужасают. Уже не сотня, как было зимой в Киеве, а многие, многие сотни погибших, тысячи раненых и оставшихся без крова. Лишь дьявол может праздновать победу, когда в сечи сталкиваются братья, уничтожая друг друга, нанося увечья, ослабляя жизненные силы народа.

И, конечно, Русская Православная Церковь, Церковь духовно неделимой Руси, не может разделять единый народ Божий по политическому, национальному, социальному или любому иному принципу. Церковь исполняет миссию, вверенную ей Господом Иисусом Христом, а не заказы или поручения со стороны тех или иных политических сил. Тем и отличается она от некоторых религиозных по названию, но мирских по сути организаций.

Междоусобные брани уже не раз случались в нашей истории. Именно они привели к ослаблению Киевской Руси и падению разобщенных княжеств под натиском Батыя, к страшному Смутному времени в русском государстве в семнадцатом веке, к чудовищному по масштабам кровопролитию и установлению на долгие годы безбожного режима в начале века двадцатого.

Уроки истории также показывают, что междоусобная брань всегда порождает угрозу покорения Отечества внешним силам. И встарь, и ныне перед нами встает в таких случаях опасность потери подлинного суверенитета народа. Суверенитета, который выражается в возможности и способности устраивать свою жизнь на основе тех нравственных, духовных и культурных ценностей, что были вместе с Божественной благодатью восприняты нашими предками в Киевской купели Крещения Руси, взращивались и усвоялись на протяжении многовековой истории.

Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости. В междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей.

Что же касается Церкви, ее оружие и ее щит — молитва и Слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12).

Призываю всех чад Русской Православной Церкви к усиленной молитве, к сугубому хранению начавшегося поста Святых апостолов. Особый призыв — к монашеским обителям: молитесь ныне ко Господу, как умели молиться в страшные времена потрясений наши благочестивые предки; как во времена междоусобной брани умоляли Отца Небесного о ее прекращении подвигоположники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, как молился о прекращении ненавистной розни мира сего примиритель русских земель преподобный Сергий Радонежский, как взывали ко Господу во дни кровавого хаоса и гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Владимир, митрополит Киевский.

Во всех храмах Церкви нашей пусть неустанно совершается теперь особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани, текст которой я сегодня благословил к употреблению.

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5:23).

885 просмотра