Слово по окончании Литургии в день памяти великомученика Димитрия Солунского в Димитрие-Солунском храме Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в день памяти великомученика Димитрия Солунского в Димитрие-Солунском храме Новочеркасска
8 Ноября 2014 287

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец благочинный, отец настоятель, братья-сослужители, дорогие прихожане, всех вас приветствую сердечно с престольным праздником, днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Святой великомученик Димитрий пострадал в начале IV века. Будучи родом из Солуни, от знатных родителей, которые были тайными христианами, он унаследовал любовь ко Христу, великую верность. Будучи человеком воспитанным, глубоко образованным, он был приближен к императору и даже поставлен проконсулом, то есть назначен правителем некой области. Но он не мог, управляя право народом, смириться с повелением императора гнать христиан. Гонения эти были страшными, их не просто гнали из одного города в другой. Достаточно было в городе быть совершенному какому-нибудь преступлению, как тут же искали христиан как возмутителей спокойствия. Рим считал совершенно оправданным такое притеснение христиан.

В чем же была основная причина гонений христиан? Может быть, в том, что императоры не знали Христа или не могли Его сделать одним из богов своего пантеона? Эти причины были более прагматичными. Император Рима должен был держать империю в спокойствии, и народ, чувствуя сильную римскую руку, переходил грани дозволенных благодарностей, начиная обожествлять императора. Римские правители, сначала противясь этому, потом смирились, поняли, что через это обожествление можно лучше управлять империей, потому что власть будет обладать той сакральной силой, которая может удержать народ в повиновении. Не преследуя жителей империи по религиозному признаку — каждый мог поклоняться тому богу, которому хотел, и исповедовать ту религию, которую хотел, — император Рима требовал только одного: в означенный день бросить в кадильницу щепотку ладана и сказать: «Кесарь господь». А дальше он мог делать что угодно, как угодно жить, кому угодно поклоняться, какую угодно религию исповедовать.

Христиане, зная, что един Господь, отказались воздавать божественные почести императору Рима, а значит, вольно или невольно, они воспротивились власти Рима, и потому на христиан обрушились гонения. Их обвиняли во всех страшных грехах. Если человек говорил, что он христианин, приговор тут же приводили в исполнение, этого человека казнили.

В таких условиях святой Димитрий сохранял верность Христу, не побоялся императорской власти, не побоялся потерять свое положение, быть униженным и оскорбленным среди людей. Он проявил свою инаковость, он стал не таким, каким хотел бы видеть его мир. Когда мы вспоминаем святых мучеников, древних времен или новейших, мы видим одно и то же: нет у меня Бога другого, кроме Господа Иисуса Христа со Отцем Его и Духом Святым. Власть чту, но не обожествляю, закону послушен, но не раболепствую, уважаю всех, но веру свою блюду. Эти самые важные постулаты искони были присущи христианским исповедникам. А сейчас? Сейчас не гонят Церковь, не уничтожают христиан, во всяком случае, в пределах нашей страны. Мы также должны исповедовать Господа единым нашим Спасителем, почитая власть, мы также должны исполнять закон Христов – первее, чем тот, который предписывает нам государство.

Наступают такие времена, когда человека не будут заставлять отречься от Христа, так, как это делали в первые века христианства. Это будет антихристианская латентная инфекция, когда человеку будут предписывать ложные, несопоставимые с евангельскими ценности, предлагая ложное вместо истинного – под видом истинного. Здесь и может быть отречение от Христа, этого нужно бояться не меньше, чем открытых гонений.

Отступничество от Христа может быть молчаливым, когда мы видим беззаконие и молчим, когда нас призывают совершить тот или иной безнравственный поступок, и мы его совершаем только потому, что другие так делают, чтобы никто не показал на нас пальцем.

Потому, совершая память святых мучеников и исповедников, мы должны провести проверку самих себя: что в нашей жизни по-христиански, а что уже нет, где мы можем отступить от Христа, даже не рассуждая об этом? Когда мы поклоняемся Господу и Спасителю нашему, вспоминая молитвенно и прося предстательства таких великих угодников Божиих, как святой великомученик Димитрий, будем просить у Господа твердости исповедания своей веры, стояния в православии и верности своему христианскому призванию.

Всех вас, дорогие мои братья и сестры, поздравляю с праздником, пусть благодать Божия по молитвам святого великомученика Димитрия Солунского пребывает со всеми вами»