Слово по окончании Литургии в неделю 2-ю по Пасхе в войсковом соборе Воскресения Христова Свято-Донского монастыря

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в неделю 2-ю по Пасхе в войсковом соборе Воскресения Христова Свято-Донского монастыря
19 апреля 2015 571

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие братья и сестры, приветствую с воскресным днем, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование о том, как Господь исцелил десять прокаженных мужей. Мы не знаем, мимо какого села Господь проходил, но знаем о том, что было несколько человек, десять числом, которые были тяжело больны. Они были больны неизлечимой на тот момент болезнью – проказой, или, как сейчас ее называют, лепрой. Это страшная болезнь, которая уродует человеку лицо, руки, поражает глаза, гортань, медленно доводит до смерти. Эта инфекционная болезнь передавалась от человека к человеку. Поскольку люди не знали, как лечить ее, не знали возбудителей, зараженные проказой находились вне пределов человеческого общества. Общество их отвергало, они как бы заживо умирали для других людей. Единственная возможность жить таким людям – собираться по несколько человек, чтобы оказывать друг другу помощь. Этих людей не принимали в села, не впускали в города, с ними не разделяли трапезу. Это были изгнанники в своих семьях и в своем народе. Этим людям лишь на окраине сел оставляли еду, чтобы они могли хоть как-то питаться, и уходили, не встречаясь с ними. Вероятнее всего, что в поисках пропитания эти люди, лишенные подчас всякой надежды, с единственным желанием прокормить себя подходят к некоему селу. И в то время проходит мимо Господь. Прокаженные издали, не приближаясь к Спасителю, из последних свои жизненных сил кричат: «Помилуй нас, Сыне Давидов!». Это был крик отчаяния, последней надежды. Это был выход в безвыходной ситуации. Господь, обращаясь к этим больным людям, говорит не о том, чтобы они исцелились, но повелевает им: «Идите к священникам и покажитесь им». Среди иудейского общества это значило быть признанным тому или иному факту. Священники свидетельствовали в том числе об исцелении человека. Эти десять мужей направляются в храм, чтобы показать себя священникам, как вдруг по дороге замечают, что они очистились от проказы, исцелились. С чем можно было бы сравнить их радость? С обретением жизни, исцелением от неизлечимой болезни. Эта радость закрывает их глаза, застилает их память, лишает рассудительности. Лишь один из них, самарянин, не вхожий в иудейское общество по своим религиозным убеждениям, но болезнь стерла границы религиозности, национальности, традиции, объединила этих людей, увидев, что он исцелился, не буйствует в радости, но возвращается к Тому, кто даровал ему исцеление. Поклонившись Ему, воздает хвалу Богу. В ответ на это Господь спрашивает: «Разве не десять исцелились? Почему ты один пришел?». Ответа на этот вопрос не последовало. И Господь, обращаясь к исцеленному человеку, сказал: «Твоя вера спасла тебя».

Мы ведь тоже часто обращаемся к Богу с различными просьбами. Мы просим, милостыню даем, свечи ставим, жертвуем, а Бог нас не слышит. Это происходит от того, что мы не знаем, чего просим. Если взглянуть на наши прошения – это прошения дня сегодняшнего – устройства в делах, мира в семье, здоровья. Вы спросите, что же тогда просить у Господа? Но неужели Бог не видит наших скорбей и болезней? Все то, что мы встречаем в жизни, посылается нам Господом для того, чтобы мы из этих жизненных уроков вынесли нечто ценное и важное для себя, чтобы тяготы нашей жизни не только обременяли нас телесно, но облегчали нас духовно, чтобы мы воспаряли духом своим к Богу, прося Его о едином на потребу. То, о чем просили Бога эти десять больных людей: «Помилуй нас!», – это и есть самое важное для нашей потребы. Потому что это «Помилуй» касается всей нашей жизни, всей совокупности душевных и телесных сил и, самое главное, нашего спасения. «Помилуй нас, Сыне Давидов!». В латинском языке есть слово, которое означает совокупность душевных и телесных сил, которое говорит о спасении, о том, что спасение невозможно вне совокупности этих сил. Святитель Киприан Карфагенский говорил об этом так: «Вне Церкви нет спасения». Здесь подразумевается и наше тело, и наш дух. Если тело наше не будет облагодатствовано силой Божией, то не будет и дух наш бодрствовать. А если дух наш будет помрачен унынием, отчаянием, как мы можем говорить о спасении своего тела? Поэтому просьба Господу о помиловании нас и есть самая важная и всеобъемлющая молитва Господу о исполнении наших прошений. Многие люди, приходя в храм, часто сетуют: «Мы не понимаем того, что в Церкви поют и читают». Это происходит от нашего невнимания, потому что русский человек не может не понимать славянский текст. Мы рассеянны, мы привыкли к жаргонному языку, поэтому глубокий славянский текст не воспринимается, он требует внимания и сосредоточенности. Я спрашиваю этих людей:» «Господи, помилуй!» вы понимаете?». Они понимают. И тогда я говорю, что это и есть самое важное, что вы должны понять.

Исцелились люди благодаря своей молитве и своему деланию – они направили свои стопы в храм Божий – олицетворение Царства Небесного, и по дороге исцелились. Произошло изменение их жизни, их физического и духовного состояния – на пути к дому Божиему, на пути ко спасению. Это происходит не ежемоментно, но с течением времени, при нашем желании и труде. Идти этим путем – вот чему, братья и сестры, учит нас Евангелие. Оно напоминает, как нужно правильно молиться и о чем просить Господа, показывает, что наше изменение и спасение, получение просимого возможно, когда мы идем по пути спасения. Жизнь наша меняется в этом направлении. Евангелие напоминает нам о том, что получая просимое, не нужно пребывать в безрассудстве, но нужно помнить о едином источнике, подателе всяческих благ – Господе и Спасителе нашем, Которому славу и благодарение должны приноситься нами каждый день нашей жизни. Поздравляю вас с праздником! Благословение Божие и благодатный Покров Царицы Небесной пусть пребывают со всеми вами».