Слово по окончании Литургии в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в Серафимовском (семинарском) храме Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в Серафимовском (семинарском) храме Ростова-на-Дону
1 августа 2015 271

«Ваше Преподобие, отец ректор, всечестные отцы, братья-сослужители, учащие и учащиеся духовной школы, многолюбезные прихожане, паломники, Христос Воскресе! Этим радостным приветствием каждый день своей жизни приветствовал всякого приходящего к его келье, к молитвенному заступлению, вразумлению преподобный Серафим Саровский. Эти два слова есть средоточие, квинтэссенция человеческой радости, которая идет от сердца, радости, которая присутствовала в жизни преподобного старца каждый день его жизни вне зависимости от обстоятельств. А мы знаем, что обстоятельства его жизни были весьма и весьма непростыми, и, я бы сказал даже, скорбными. Начиная от непонимания близких, продолжая болезнями, нападением разбойничьим, тяжелыми болезнями. Все это если перечислить, то жизнь преподобного Серафима может показаться кошмаром человеческого бытия. И многие люди действительно так думают, и, проходя через испытания, которые Господь посылает, а большей частью, мы сами себе создаем, человек иногда доходит до состояния уныния и отчаяния. И нет просвета уже в его жизни, так все сложно, так все трудно, человек произносит иногда самые страшные слова, которые ему бы и не следовало никогда произносить. Слова, которые открывают бездну погибели, нежелания продолжать далее земное бытие.

Не так было у старца Серафима Саровского. В чем же коренное отличие жизни старца, великого подвижника, от часто встречающихся обстоятельств нашей жизни? Отличие состоит в том, что старец все свое упование возлагал на Господа, открывая Ему сердце свое через молитву, которой он всех учил. И это не было каким-то новым явлением в церковной жизни. Жизнь старца Серафима — это исполнение Евангелия, исполнение заповедей Божиих.

Сегодня за Литургией мы слышали с вами евангельское повествование, в котором святой апостол Лука передает нам учение, открытое Господом для народа на берегу Галилейского озера, учение, которое часто называют Заповедями блаженств, Нагорной проповедью. В чем же состоит это учение Христа? Это учение о счастье, потому что блажен — это значит счастлив. И вот, если прочитать то, что Господь говорит о счастье, то мы поймем, что Слово Божие опрокидывает все наши человеческие представления о счастье, переворачивает с ног на голову. Блаженны плачущие, блаженны страдающие, блаженны изгнанные, счастливы те, кого будут презирать за имя Христово. Ну ничего себе счастье! — скажут люди. Но именно через эти испытания отсекается то, что мешает человеку видеть свет Божий в его собственной жизни. Умерщвляется житейское плотское похотение, отлагается все ненужное и отягощающее, мешающее человеку жить полнотой духовной жизни. И люди слушали, что говорит Господь, приходили к Нему, и, как говорит евангелист, исцелялись от недугов своих. Он не говорит о том, что исцелялись только от недугов телесных, но исцелялись от недугов душевных, потому что Слово Божие имеет великую целительную силу, потому Церковь призывает пастырей как можно чаще проповедовать. Святой апостол говорит: «Горе мне, если я не благовествую». Слово проповеди – это передача истины Христовой. Это есть самая важная задача для народа Божьего и первостепенная задача для пастырей и, особенно, будущих пастырей Церкви. Если бы каждый из нас был проповедником, не учителем, а проповедником, рассказывая людям о том, как дивно в его жизни проявляет Себя Господь, то я думаю, что проповедь Евангелия была бы в сто крат или в тысячу крат успешнее. Но мы замалчиваем и ждем, что кто-то другой придет и будет говорить о Христе. А о Христе должна говорить наша жизнь, наш опыт и наше слово, потому что это не только наше слово, но слово Христово, которое Господь обращает другим людям.

Потому слово преподобного Серафима Саровского, обращенное к приходящим к нему, было таким же спасительным и исцеляющим недуги, как и слово Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И потому через века мы обращаемся к памяти преподобного Серафима, обращаемся к образу его жизни, назидая себя его примером, его опытом, пытаясь этому опыту подражать и просить Господа по его молитвенному предстательству даровать нам радость святой Пасхи каждый день нашей жизни. Аминь».