Слово по окончании Литургии в Пантелеимоновском храме Ростова в день памяти вмч. Пантелеимона

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Пантелеимоновском храме Ростова в день памяти вмч. Пантелеимона
9 августа 2015 819

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, отец благочинный, братья сослужители, дорогие прихожане, приветствую вас воскресным днем, с престольным праздником, причастников с особенным торжеством в их жизни — Святым Причастием.

Я хотел бы прежде всего поблагодарить вас, отец Анатолий, за добрые слова, которые вы адресовали в мой адрес, за евхаристический дар, который с радостью большой помещу в Домовой церкви в своей резиденции, когда буду совершать молитву, безусловно, буду вспоминать вас так, как вспоминаю и всех моих братьев и сослужителей, всех, кто вместе со мной совершает дело Божие. Всегда молюсь обо всей пастве, всех, конечно, по именам не вспомню, но всегда прошу, чтобы Господь, который знает каждого по имени и по жизни его вспомнил.

Мы слышали с вами сегодня Евангелие за Литургией, в котором апостол передает, как Господь исцелил бесноватого отрока и, дивясь этому чуду- исцелению, мы должны сказать о том, что и в сегодняшнем нашем мире действие духа злобы не прекращается. Если раньше на примере Евангельских примеров мы видим, как демон, обладая человеком, порабощал его полностью, издевался над ним, доводя его до самоубийства, хотя и сегодня таких примеров не так мало, но основное бесовское действо проявляется в людях, когда они пытаюся противопоставить их жизнь жизни по заповедям Божия, жизни по тому, как учил Господь и Спаситель, и как учили нас Святые апостолы, которые жили до нас.

Я вспоминаю одного преосвященного, ныне покойного митрополита, который, давая наставление своему молодому иподиакону, который только-только входил в Церковь, говорил ему — «Запомни, братец мой, ты идешь на великую брань и помни, что за тебя будет Бог и дьявол бороться. Если бы ты жил в миру, то был бы не так нужен врагу рода человеческого, но когда ты в Церкви, когда ты у тайн Христовых, когда ты являешься соработником всех тех, кто продолжает дело апостольское, то нет большей радости для лукавого демона, чем вырвать тебя из Церкви Христовой.» И это правда. Я думаю, что каждый из нас, который посмотрит на свою собственную жизнь до прихода в Церковь и после того, как мы стали членами общины церковной, увидите разительные изменения. Казалось бы, до прихода в Церковь наша жизнь была вполне благополучной и спокойной, и как только мы обрели радость в Бога, так тут же в нашей жизни начинают появляться скорби, искушения, соблазны. И кажется, что враг рода человеческого действует на нас еще более сильно, чем до этого. Это является подтверждением этих слов, которые я рассказал, которые произнес Преосвященный Владыка. Необязательно, чтобы человек в определенные фазы луны бросался то в огонь, то в воду, желая погубить себя. Достаточно сделать человека гордым, тщеславным, непослушливым, принебрегающим советам Церкви, не имеющим послушания в Церкви, ставящим себя выше церковных правил и канонов. Иногда это люди, которые обладают огромными талантами, что называется, Бог поцеловал их, а как только дело доходит до послушания, так тут же проявляется весь бесовский нрав. Когда человек не может справиться со своим тщеславием, со своей гордыней, и вот уже теряет благословение Божие, внешне оставаясь талантливым, острым на язык и перо, общительным, как бы и не меняется ничего кроме одного, что за непослушание Церкви, за осутствие жизни церковной благодать Божия оставляет таких людей. Как вода из губки она выходит из них, и по форме вроде бы одно и то же, но наполения-то нет. И потому сегодня, когда мы читали это Евангелие и в молитвах своих обращаемся и в мыслях к подвигу святого великомученика и целителя Пантелеимона, имя которого переводится как «многомилостивый», мы должны помнить о тех духовных соблазнах и нестроениях, которые в мире. Помнить о том, как был верен святой великомученик и целитель своей вере. Не просто в послушании пребывал, до смерти пребывал в послушании Церкви, и тем самым стяжал венец и благословение от Господа быть великим целителем и молитвенником не только при своей жизни, но и в течение многих веков через святые свои мощи, давая исцеление тысячам, десяткам тысяч людей, которые обращаются к его молитвенному предстательству.

Для нас особенно важно сохранять единство в Церкви, сохранять послушание в Церкви. Не порывая с основами этой церковной жизни, особенно в наше смутное соблазнительное время, во время нестроений, когда, казалось бы, все силы ада на Церковь обрушили свою махину через СМИ, через телевидение, радио, печать, через людей, которые ругают Церковь и священников, как некогда во времена гонений не поносИли. Что это? Это желание соблазнить человека. Откуда соблазн? Кто отец соблазна? Ясно, кто отец соблазна, — бес лукавый. Искони открываем Священнные Писания и тут же сталкиваемся, в чем его соблазн был? Он лжец. Он говорит не то, что есть на самом деле. Он прельщает человека, он сказал нашим праотцам — «Будете как Боги», и что получилось из этого обещания? «Вы будете иметь возможности говорить, вас будут уважать» — все это ложное. Нет твердости жизни, если Бог не является этой твердыней. «Ты, Господи, моя крепость, ты моя сила, ты мое радование» — восклицают нам Священные Песнопения, и это свидетельство истины, многотысячелетнего опыта Церкви. Опыта тысяч и десятков тысяч людей, которые обретали твердость, веру и силу в пребывании в Церкви Христовой. Пусть из вас, возлюбленные мои, никто не соблазнится, но оценивает свою жизнь не призрачными мерилами мира сего, но Заповедями Евангельскими, творениями Святых отцов, словом апостольским, словом святительским, словом пастырским, словом назидания через пример Святых угодников Божия, величайшего из которых память мы сегодня молитвенно совершаем. По молитвам святого великомученика и целителя Пантелеимона, да дарует нам Господь исцеление наших недугов душевных и телесных, давая нам крепость сил противостоять соблазнам мира сего для спасения нашей вечной жизни. Аминь.