«Выше Высокопреподобие и преподобие, уважаемые руководители государственной власти, господа казаки, матушка игумения, братья и сестры!
Приветствую вас сердечно с праздником в честь Успения Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Сегодня особенно отзываются в сердце слова Евангелия, которые мы слышали и часто слышим за Божественной литургией. Эта Литургия совершается в дни памяти Богоматери, в дни чествования Ее икон.
Событие это произошло в Палестине, когда к Господу подошла некая женщина, слушавшая Его проповедь и видевшая чудотворения. Она подошла, поклонилась и сказала: «Блаженно чрево, носившее тя, и сосцы, питавшие тя». В переводе на русский язык это будет звучать примерно так:» Счастлива та, которая сподобилась вынашивать тебя и кормить своей грудью». В ответ на эти слова, которые не столько к Господу были обращены, сколько к Его Пречистой Матери, Господь ответил: «По-настоящему счастливы те, кто слушает Слово Божие и сохраняет его в своей жизни».
Слышание Слова Божия Господь поставил выше даже счастья Богоматери, которая она имела, вынашивая Богочеловека.
Что значит «слушать Слово Божие»? и вообще, что значит «слушать друг друга»? Слух- особый дар Божий. Человек, который лишается слуха в силу своих физических немощей и болезней, отрезан от окружающего мира и не слышит его, не воспринимает всего его многообразия, не может реагировать так, как должен был. Он проходит мимо многих вещей, не замечая их, и этот тяжелый недуг глухоты делает человека неполноценным для жизни.
Очень сложно бывает восстановить утраченный слух, потому что эти органы – тончайшие нервные окончания, которые Господь даровал человеку, бывает, изнашиваются, и нет пути, которые восстановили бы их действие.
Таким образом, мы можем сказать, что человек, который получил страшную травму и лишен слуха – это человек, практически не имеющий возможности возвратиться к тому первоначальному состоянию, которое было. Этот человек перестает слышать тех людей, которые его любят, перестает слышать сигналы о помощи или предупреждения о бедствии, — этот человек совсем недалек от погибели. И вот Господь неслучайно говорит о человеческом счастье как о человеке, который может слышать, потому что он находится в безопасности, его путь управляемый, он видит ту дорогу, по которой идет и может на слух воспринимать поступающие извне сигналы, чтобы не сбиться с праведного пути.
Сравнивая человеческое счастье с человеческим слухом, Господь добавляет, что очень важно, и это подлинное счастье, что человек слышит слово Божие.
Ведь наше ухо не может так воспринимать так Слова Божественного Спасителя как воспринимали его ученики и те люди, которые находились рядом с ним.
Почти 2 тысячелетия отделяют нас от того времени, когда Господь проповедовал. Как же слышать Слово Божие? Дело в том, что кроме нашего физиологического слуха, который может воспринимать Слово Божие со страниц Священного Писания, есть и другие органы духовного слуха, о которых мы говорим как о нашей душе, о нашем сердце. Именно сердце – внутреннее духовное состояние человека – способно воспринимать голос божий как некую Божественную энергию, которой Господь сообщает нам свою волю и от того, насколько сердце человеческое чутко, настолько воспринимает это Слово Божие или остается глухим к тому, что говорит ему Бог.
Мы видим, что одни люди слышать Слово Божие и исполняют его, а другие люди проходят мимо даже громких предупреждений Божиих и совершают иногда роковые ошибки в своей жизни. Безусловно, человек, обладающий музыкальным слухом или обычным человеческим слухом, счастлив в этой жизни, то многократно счастлив тот человек, который слышит голос Божий в своей жизни. Не только от внешних факторов он получает указание на то, как правильно жить, сам господь говорит ему, как правильно поступать. Но духовный слух – это то состояние, которое, в отличие от наших физиологических повреждений, может быть восстановлено через жажду Богообщения, молитву, внимание, благоговение, трепетность, иными словами, через подлинный христианский уклад нашей жизни. Очень важно в наше время слушать Слово Божие и сохранять это Слово, потому что столько погибельных путей предлагает нам мир. Мы можем утерять связь с Богом, утерять этот слух, стать ущербными в своем стремлении к наживе, власти, во вседозволенности, распущенности, в отказе от нравственных законов, попрание этих законов, — все это как молоток бьет по человеческому сердцу, и он теряет этот слух Божий; и ушами своими слышит, но не может отозваться, потому что человек устроен таким образом, что, воспринимая словесный сигнал, он обязательно откликается. У него рефлексы так устроены, что, услышав
К сожалению, последние лихолетия, революционные потрясения не оказались праздными для нашего Отечества. Утрата духовного слуха и духовного видения многими людьми привела к тому, что многие святыни, которые созидал наш народ веками – в мгновение ока были попираемы, разрушаемы.
Сегодня, по дороге в Азов, я думал о судьбе храма, который исторически стоял на этом месте. По –разному храмы строились. Одни- от тучности, избытка средств. Купцы иногда друг перед другом похвалялись, чей храм будет больше и красивее, а некоторые храмы строились на крови людей, наших воинов, государей нашего отечества, помазанников Божиих, как, например, храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. И этот храм в Азове тоже был построен на крови наших великих соотечественников, братьев-казаков, которые кровью своею здесь омыли эту землю, приобретя ее для пределов Отечества, и это было противостояние не только религиозных воззрений, но и противостояние духа. Дух народа русского был сильнее. Кровью истекал наш народ, поливая землю, а духом своим не был сломлен. И потому разрушение таких храмов, как этот – это более тяжкий грех, чем разрушение каких-то других храмов, потому что, разрушая храм, построенный на крови наших мучеников-воинов, совершаем грех не только против Бога, но и против самих себя. Этим мы попираем правду нашего Отечества.
Многие говорят, что столько времени идет речь о строительстве храма Божия, а не получается это сделать. Может быть, митрополит
Многие люди говорят о том, что храму быть, а некоторые утверждают наоборот, разные воззрения существуют. Но есть абсолютная правда Божия, не человеческая, которая совершится. А нам, тем, которые призваны эту правду слушать и возвещать народу, нам предстоит подвиг усиленной и усердной молитвы о прощении наших грехов, об Отечестве нашем. Нам за наших предков, согрешивших единожды, еще многие и многие годы предстоит умолять Господа о прощении наших грехов и их неведения. И потому строительство храма в Азове – это не юридический акт, не подписание протокола о намерении и начале строительства. Возведение успенского храма в Азове – это акт всенародного нашего покаяния, акт возвращения к истокам и переосмысления своей роли в истории Отечества.
Совершая Божественную литургию здесь, рядом с местом Соборного Успенского храма, мы просили Господа и усердно молили Его Пречистую Матерь, дабы даровал нашему народу и нам решимость, которая была у предков, дабы отстаивая интересы своего государства и Отечества, мы не боялись говорить правду в угоду тем людям, кто не хочет эту правду слушать. Не желающие слушать правду – не союзники нам и нашему государству, потому что в основе всякой неправды лежит диавол, искони поработивший человечество через грех лукавства и лжи.
Сегодня благодать Божия этого места коснулась и будет касаться, неотступно пребывать рядом в течение многих и многих лет до тех пор, пока народ Божий приходит с верой, памятью и упованием, совершает свою молитву, обращаясь к Богу с просьбой быть милостивым к нам по молитвам Его Пречистой Богоматери».