Слово по окончании Литургии на историческом месте разрушенной в советский период Успенской соборной церкви Азова в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии на историческом месте разрушенной в советский период Успенской соборной церкви Азова в праздник Успения Пресвятой Богородицы
28 августа 2015 589

«Выше Высокопреподобие и преподобие, уважаемые руководители государственной власти, господа казаки, матушка игумения, братья и сестры!

Приветствую вас сердечно с праздником в честь Успения Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сегодня особенно отзываются в сердце слова Евангелия, которые мы слышали и часто слышим за Божественной литургией. Эта Литургия совершается в дни памяти Богоматери, в дни чествования Ее икон.

Событие это произошло в Палестине, когда к Господу подошла некая женщина, слушавшая Его проповедь и видевшая чудотворения. Она подошла, поклонилась и сказала: «Блаженно чрево, носившее тя, и сосцы, питавшие тя». В переводе на русский язык это будет звучать примерно так:» Счастлива та, которая сподобилась вынашивать тебя и кормить своей грудью». В ответ на эти слова, которые не столько к Господу были обращены, сколько к Его Пречистой Матери, Господь ответил: «По-настоящему счастливы те, кто слушает Слово Божие и сохраняет его в своей жизни».

Слышание Слова Божия Господь поставил выше даже счастья Богоматери, которая она имела, вынашивая Богочеловека.

Что значит «слушать Слово Божие»? и вообще, что значит «слушать друг друга»? Слух- особый дар Божий. Человек, который лишается слуха в силу своих физических немощей и болезней, отрезан от окружающего мира и не слышит его, не воспринимает всего его многообразия, не может реагировать так, как должен был. Он проходит мимо многих вещей, не замечая их, и этот тяжелый недуг глухоты делает человека неполноценным для жизни.

Очень сложно бывает восстановить утраченный слух, потому что эти органы – тончайшие нервные окончания, которые Господь даровал человеку, бывает, изнашиваются, и нет пути, которые восстановили бы их действие.

Таким образом, мы можем сказать, что человек, который получил страшную травму и лишен слуха – это человек, практически не имеющий возможности возвратиться к тому первоначальному состоянию, которое было. Этот человек перестает слышать тех людей, которые его любят, перестает слышать сигналы о помощи или предупреждения о бедствии, — этот человек совсем недалек от погибели. И вот Господь неслучайно говорит о человеческом счастье как о человеке, который может слышать, потому что он находится в безопасности, его путь управляемый, он видит ту дорогу, по которой идет и может на слух воспринимать поступающие извне сигналы, чтобы не сбиться с праведного пути.

Сравнивая человеческое счастье с человеческим слухом, Господь добавляет, что очень важно, и это подлинное счастье, что человек слышит слово Божие.

Ведь наше ухо не может так воспринимать так Слова Божественного Спасителя как воспринимали его ученики и те люди, которые находились рядом с ним.

Почти 2 тысячелетия отделяют нас от того времени, когда Господь проповедовал. Как же слышать Слово Божие? Дело в том, что кроме нашего физиологического слуха, который может воспринимать Слово Божие со страниц Священного Писания, есть и другие органы духовного слуха, о которых мы говорим как о нашей душе, о нашем сердце. Именно сердце – внутреннее духовное состояние человека – способно воспринимать голос божий как некую Божественную энергию, которой Господь сообщает нам свою волю и от того, насколько сердце человеческое чутко, настолько воспринимает это Слово Божие или остается глухим к тому, что говорит ему Бог.

Мы видим, что одни люди слышать Слово Божие и исполняют его, а другие люди проходят мимо даже громких предупреждений Божиих и совершают иногда роковые ошибки в своей жизни. Безусловно, человек, обладающий музыкальным слухом или обычным человеческим слухом, счастлив в этой жизни, то многократно счастлив тот человек, который слышит голос Божий в своей жизни. Не только от внешних факторов он получает указание на то, как правильно жить, сам господь говорит ему, как правильно поступать. Но духовный слух – это то состояние, которое, в отличие от наших физиологических повреждений, может быть восстановлено через жажду Богообщения, молитву, внимание, благоговение, трепетность, иными словами, через подлинный христианский уклад нашей жизни. Очень важно в наше время слушать Слово Божие и сохранять это Слово, потому что столько погибельных путей предлагает нам мир. Мы можем утерять связь с Богом, утерять этот слух, стать ущербными в своем стремлении к наживе, власти, во вседозволенности, распущенности, в отказе от нравственных законов, попрание этих законов, — все это как молоток бьет по человеческому сердцу, и он теряет этот слух Божий; и ушами своими слышит, но не может отозваться, потому что человек устроен таким образом, что, воспринимая словесный сигнал, он обязательно откликается. У него рефлексы так устроены, что, услышав что-то громкое или голос, он поворачивает свою голову, обращает к источнику звука не только ухо, но и глаза, все органы чувств. Если человек слушает Слово Божие, то он весь обращен к Богу, а если не слушает, то страшно даже представить, к чему или кому обращен этот человек и какие тяжелые последствия этого обращения могут быть. так, к сожалению, было и в нашей жизни. в жизни нашего Отечества было неоднократно, как народ, казалось бы, утрачивал слух и возможность слушать Слово Божие и откликаться. Тогда Россия вставала на пути погибельные, враг внешний порабощал наше отечество, кровь лилась по лицу нашей Земли, тогда возникали междоусобные братоубийственные войны, когда брат восставал на брата, сын восставал на родителей своих. Это явление – последствие отсутствия у людей слуха и желания слышать Слово Божие.

К сожалению, последние лихолетия, революционные потрясения не оказались праздными для нашего Отечества. Утрата духовного слуха и духовного видения многими людьми привела к тому, что многие святыни, которые созидал наш народ веками – в мгновение ока были попираемы, разрушаемы.

Сегодня, по дороге в Азов, я думал о судьбе храма, который исторически стоял на этом месте. По –разному храмы строились. Одни- от тучности, избытка средств. Купцы иногда друг перед другом похвалялись, чей храм будет больше и красивее, а некоторые храмы строились на крови людей, наших воинов, государей нашего отечества, помазанников Божиих, как, например, храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. И этот храм в Азове тоже был построен на крови наших великих соотечественников, братьев-казаков, которые кровью своею здесь омыли эту землю, приобретя ее для пределов Отечества, и это было противостояние не только религиозных воззрений, но и противостояние духа. Дух народа русского был сильнее. Кровью истекал наш народ, поливая землю, а духом своим не был сломлен. И потому разрушение таких храмов, как этот – это более тяжкий грех, чем разрушение каких-то других храмов, потому что, разрушая храм, построенный на крови наших мучеников-воинов, совершаем грех не только против Бога, но и против самих себя. Этим мы попираем правду нашего Отечества.

Многие говорят, что столько времени идет речь о строительстве храма Божия, а не получается это сделать. Может быть, митрополит что-то не так делает, настоятель не так активно работает, власти не так поступают. Но я вижу во всем этом другую причину, не на поверхности лежащую, а лежащую в глубине, в самой сути. Коль грех более тяжкий был, то и покаяние должно быть больше, молитва быть сильнее, чувства нашей любви и ответственности должны быть намного сильнее.

Многие люди говорят о том, что храму быть, а некоторые утверждают наоборот, разные воззрения существуют. Но есть абсолютная правда Божия, не человеческая, которая совершится. А нам, тем, которые призваны эту правду слушать и возвещать народу, нам предстоит подвиг усиленной и усердной молитвы о прощении наших грехов, об Отечестве нашем. Нам за наших предков, согрешивших единожды, еще многие и многие годы предстоит умолять Господа о прощении наших грехов и их неведения. И потому строительство храма в Азове – это не юридический акт, не подписание протокола о намерении и начале строительства. Возведение успенского храма в Азове – это акт всенародного нашего покаяния, акт возвращения к истокам и переосмысления своей роли в истории Отечества.

Совершая Божественную литургию здесь, рядом с местом Соборного Успенского храма, мы просили Господа и усердно молили Его Пречистую Матерь, дабы даровал нашему народу и нам решимость, которая была у предков, дабы отстаивая интересы своего государства и Отечества, мы не боялись говорить правду в угоду тем людям, кто не хочет эту правду слушать. Не желающие слушать правду – не союзники нам и нашему государству, потому что в основе всякой неправды лежит диавол, искони поработивший человечество через грех лукавства и лжи.

Сегодня благодать Божия этого места коснулась и будет касаться, неотступно пребывать рядом в течение многих и многих лет до тех пор, пока народ Божий приходит с верой, памятью и упованием, совершает свою молитву, обращаясь к Богу с просьбой быть милостивым к нам по молитвам Его Пречистой Богоматери».