По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяАрхипастырьПроповедиСлово по окончании Литургии в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)

Слово по окончании Литургии в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)

Слово по окончании Литургии в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)
  1  фотография
0 видео

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день в духовном месяцеслове именуется Адамовым изгнанием.

В человеческой жизни происходит так, что не только радостные события он запоминает, но и очень трагические моменты своей жизни или жизни своих близких, предшественников. Запоминает их особым образом, потому что трагедия в человеческой жизни делает некую отметину и в его сердце. И как бы он не пытался забыть, найти средства для того, чтобы эта рана не болела в его сердце. Несмотря ни на какие возможности – это не получается. Потому что душа и тело человека, получив тяжелую рану, и даже залечив ее, при определенных обстоятельствах вспоминает это трагическое событие болью. Так часто бывает у людей, которые травмируют себя, свое тело. Но вроде бы все и зажило, но, как часто говорят у нас в народе, погода меняется, меняются жизненные обстоятельства. И вот уже то, что зажило и работает полноценно, вдруг начинает напоминать о себе болью, отзываясь воспоминаниями тех трагических событий, которые произошли. Трудно себе представить, сколько тысяч лет человечество вспоминает эту боль и эту трагедию, которая в поколениях людей не заживает и которую сегодня мы также вспоминаем – Адамово изгнание. Вспоминаем не просто как событие Священной истории, а вспоминаем как привитые к этому древу ветви, которые несут в себе всю боль и тяжесть того, что произошло в раю.

А что же произошло? Многие люди, которые перелистывают страницы книги Бытия, с удивлением говорят: «За что же Бог так прогневался на человека? Что же это было за преступление, что он был лишен своего райского блаженства, была разорвана связь с Богом, природой?».

«Проклята земля ради тебя, твоих беззаконий»,- говорит Господь. А всего-то произошло- нарушили символ верности Богу, посягнули на древо, которое именовалось Древом познания добра и зла, съели плод, который было сказано не вкушать. Это не потому, что человеку не дозволено было все – ему все разрешалось, но был некий символ, некий знак верности человеческой Богу. Он очень незначительный, очень условный, но человек, услышав голос прелестника диавола, вдруг подумал, что может обмануть Бога, обмануть себя и получить больше того, что ему Бог дает – стать как Бог (во свяком случае, диавол так обещал проматери).

И вот протянулась рука – символ верности был нарушен. Вдруг открылась вся правда: человек увидел и прелестника, и нарушение общения человека с Богом. Он увидел, что удалился от Господа тем, что предал любовь Божию к себе.

Человек не знал, куда скрыться. Он не знал, что делать, потому что где бы он ни был, Бог видел его, и совесть обличала человека.

Бог, обращаясь к человеку, говорит: «Адам, ты где?» Как будто бы не знает, что произошло:

 — Я здесь, Господи.

— Выйди.

-Я не могу, потому что я наг.

— А кто тебе сказал, что ты наг?

— Жена моя, Ева, вкусила от плода, и я ел. И открылась нагота.

 

Вот все, что мы читаем в книги Бытия, так напоминает нашу жизнь. Может быть, не в раю мы живем, а как наследники Адама несем на себе тяжесть этого грехопадения, отдаленного напоминающего, что тогда произошло, и так же стыдимся выйти перед лицом Божия. «Где ты, человек? Где ты, сын мой или дочь моя? – Господь обращает к нам голос. А мы прячемся от лица Божия, прячемся, потому что пытаемся оправдать свою жизнь некими условностями.

Греческий язык очень ёмко, в нескольких словах и несколькими значениями выражает слово «грех». Это и непослушание, и переход через некоторую черту праведности, соблазн, когда человек поскользнулся и упал. Это совершенно обдуманный поступок. Все эти значения вмешает в себя русское слово «грех». Последствия этого греха до сих пор тяжелы для всего человечества. Чем же был человек наказан? Господь не хочет человеческой смерти. Он наказывает человека изгнанием. Некоторые историки приравнивают изгнание к смертной казни. Конечно, это не казнь, потому что изгнание оставляет человеку надежду. Эту надежду оставляет сам Господь, давая обетование миссии, или, как говорят богословы, Первое Евангелие. Настанет время, когда дева родит младенца-сына, который спасет человеческий род.

Сегодня, накануне Великого поста, перед тем, как мы испросим друг у друга прощения, Церковь говорит нам: «Вспомните об этом страшном преступлении – нарушении верности Богу, вспомните о том, что потеряло человечество через нарушение этой Заповеди. Вспомните свою собственную жизнь, когда мы переходили из детства в зрелую юность и зрелые годы, лишались того прекрасного беззаботного и светлого духовного состояния, абсолютной защиты своих родителей. Мы выходили один на один с миром, а этот мир показывал нам звериный оскал, человека били, предавали, унижали…» Ведь всего этого не было в детстве и юности. Примерно так и произошло с Адамом и Евой, когда они лишились своего детского святого состояния пребывания в раю. И сколько понадобилось тысяч лет, слез, крови, молитв и надежд, чтобы вернуть человека к этому состоянию.

И сколько бы не пытался человек вернуться через искусство, музыку, поэзию, создавая вокруг себя красоту жизни, он не обретал той радости и блаженства, которые обретал в раю. Поэтому сегодня мы должны помнить о том, что, желая восполнить себе это мирное, радостное и райское расположение своего духа — мы должны и можем это сделать, обратившись к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу с молитвой покаяния и прощения, с осознанием своего собственного греха. Греха, который никем и ничем не может быть оправдан.

Церковь напоминает нам о необходимости возвращения в тот мир и указывает путь, по которому можно идти.

Один из современных и известных наших актеров сказал, что если бы его однажды не выгнали из храма, то он бы туда никогда бы и не вошел. Человек должен понять тяжесть лишения того блаженного состояния, в котором находился, чтобы искать его. И если мы не знали райского блаженства, как знали наши праотцы, то можем вкусить его через причащение Тела и Крови Христовой. Именно к этому в течение всего поста призывает нас Церковь. Именно Таинство покаяния, исповедания своих грехов и приобщение к Богу через вкушение Его Божественной плоти и пречистой крови возвращает нас в это состояние, просвещая нашу душу, открывая в ней свет Богопознания и радость общения с Богом.

В начале Великого поста мы думаем о празднике Светлого Христова Воскресения, о Пасхе Господней, называем этот праздник «Светлым». Но может ли помраченная душа воспринять этот свет? Нет, невозможно. И потому человек с сокрушением сердечным и смирением в течение всего поста будет просить: «Боже, Ты все можешь. Будь милостив к грехам моим.Дай мне радость общения с Тобой, очисти сердце и душу от всякой скверны, просвети мое сердце, умери душу, научи меня видеть мои грехи, научи прощать так, как ты прощаешь, научи меня быть чадом Твоим, чтобы через это я смог увидеть свет радости и победы Твоего Воскресения».

 Записала Виктория Алтунина

 

641 просмотра