По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяАрхипастырьПроповедиСлово по окончании Великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского во вторник первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборе

Слово по окончании Великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского во вторник первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборе

Слово по окончании Великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского во вторник первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборе
  1  фотография
0 видео

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во время Великого поста человек встречается с особенными трудностями духовной жизни. Эти вызовы, которые никогда не возникали, вдруг начинают беспокоить нашу душу, отвлекая на себя все наше внимание, забирая все наши силы. Мы называем это явление духовной бранью. Кто же воздвизает брань духовную на человека? Тот, кто ищет человеческой погибели, кто борется за человеческую душу, чтобы не отдать ее Богу, чтобы человек никогда не вернулся на тот путь, по которому Господь определил ему идти. Этот богопротивник есть не кто иной, как диавол. В дни Великого поста мы начинаем особенно чувствовать действие его демонической силы в своей жизни. Мы чувствуем и видим присутствие благодатной силы Святого Духа, мы понимаем, как Бог помогает нам, но столь же зримо и явственно мы ощущаем и действие темной силы, пытающейся уничтожить нас, надломить, искусить, сбить со спасительного пути. Встречаясь с врагом, человек, как правило, выбирает одно из двух: если ощущает в себе особые силы, то вступает в схватку с неприятелем, если же такой способности не имеет, то бежит без оглядки, дабы спасти себя.

Какой же путь более свойственен христианину? Вступать в битву с диаволом может только тот человек, в котором действует сила Божия. Святые отцы очень часто напоминают нам об этом: человеку духовно неопытному лучше в эту схватку не вступать. Пророк Божий Давид говорит нам: «Уклонись от зла и сотвори благо». Отойди в сторону, не потворствуя, не давая власти диаволу над собой, не пытайся победить его, но уклонись от этой схватки, прося Божественной силы и утешения. Очень часто человек, самонадеянно и горделиво полагающийся на свои собственные силы и думающий, что он может препобедить дух злобы, вступает в эту схватку и проигрывает ее. Этот проигрыш бывает очень страшен: человек раздавлен, практически уничтожен, надломлен психически и духовно. Дух льстивый, лукавый и лживый может показывать человеку возможность победы над собой - и тогда поражение еще хуже, потому что человек оказывается в состоянии духовной прелести, начиная думать, что имеет такую силу, которая может победить диавола. Отсюда и проистекает самомнение, проповедование, спасение Церкви самим собой, а не себя в Церкви, поучение тех, кого необходимо слушать. Это очень опасный путь. Но не менее опасно пугаться бесовского устрашения. Бес ничего не может сделать человеку, но способен привести его в состояние животного страха. Я думаю, что каждый христианин в своей жизни испытывал это чувство, когда человек трепещет перед той громадой, которая на него движется, будь ли это явное обнаружение демонической силы или, может быть, обстоятельства жизни, которые бес устаивает таким образом, что человек, кажется, будет раздавлен и уничтожен. Куда бы тогда человек ни посмотрел, он понимает, что ничто ему помочь не может – чувство страха настолько овладевает душой, что человек начинает метаться из стороны в сторону, но куда бы он ни повернулся, эта грозная туча настигает его.

Если в этот момент человек не обратится к Богу, если он не обретет Бога в своей жизни, если он не найдет в себе силы для молитвы и веры в то, что Господь никогда не предаст его и не отдаст лукавому, то человек действительно будет уничтожен. Если же человек найдет Бога, то увидит радость той победы, которую одержит, – но не своей силой, а силой Божией, потому что вся эта бесовская громада, которая идет на человека, готовая раздавить его и уничтожить, вдруг рассеивается, исчезает в никуда, потому что бес не в состоянии ничего сделать с человеком – творением Божиим. «Я ангелам Своим заповедал сохранить тебя во всех путях твоих» — говорит Господь через пророка Давида.

Потому святые отцы учат нас быть очень аккуратными в этой духовной брани, возлагая все упование свое на Господа и Спасителя нашего, осеняя себя крестным знамением, произнося Иисусову молитву, прося Пречистую Богоматерь помочь выстоять в этом нелегком противостоянии. В этой борьбе святые отцы говорят об очень важном качестве, о котором нужно помнить каждому христианину во время духовной брани: не вступать в переговоры с бесом, с духом лукавым, не пытаться с ним договориться: он только кажется большим и мощным, а на самом деле он ничтожный и гнусный — дух, который не в состоянии ничего сделать человеку. Поэтому святитель Игнатий Брянчанинов и говорил: «Когда искушает тебя бес, просто скажи ему идти прочь».

Это пренебрежительное отношение к действию духа злобы, сопряженное с молитвой и верой в Бога, и помогает нам беспрепятственно проходить поприще святого Великого поста, преодолевать великие духовные искушения, которые встречаются на этом трудном пути,  — не своей силой, но силой благодати Божией. Этой силы да исполнит всех нас Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых. Аминь».

Подготовила Евгения Фоминова

701 просмотра