Слово по окончании Литургии св. Василия Великого в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г.Новочеркасска в Неделю 1-ю Великого поста, праздник Торжества Православия

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово  по  окончании Литургии св. Василия Великого в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г.Новочеркасска в Неделю 1-ю Великого поста, праздник Торжества Православия
20 Марта 2016 27

«Сердечно приветствую с праздником, который в церковном календаре именуется Неделей Торжества Православия. Это Торжество вошло в историю и жизнь Церкви как установления почитания святых икон после иконоборческой ереси. Наряду с этим мы отмечаем и Торжество нашей веры: святой, православной, истинной. Веру, которую приняли от святых апостолов и которая неповреждена ни ересями, ни расколами, ни человеческими заблуждениями, но которая позволяет человеку взирать на небо, непогрешимо веровать и тем самым наследовать Царство Божие.

Торжество Православия – это торжество нашей жизни. В этот день каждому из нас надо задать себе вопрос: как веруем, как торжествуем, и в чем заключается это торжество. На этой неделе неоднократно говорилось о том, что нужно перестать себя обманывать. Мы кичимся своим Православием, не тем, что мы знаем истинного Бога, а своей всевдоправославной жизнью. Тем, что мы посты соблюдаем, поклоны кладем, в Церковь раз в год ходим свечку поставить, яйца покрасить и куличи дома испечем. Мы кичимся тем, что в родительские субботы вспоминаем о своих почивших сродниках и ходим к ним на могилу, чтобы выпить бутылку водки, оставить поминальную тризну. Мы вроде как и православные, мы вроде как и живем в Церкви, крест носим и пожизни своей крещеные люди, предки наши были крещеными, даст Бог, дети будут, их тоже покрестим. Но это ли Торжество нашей веры? Разве так подобает жить христианину?

Если посмотреть на наше говение, то Исповедь пустая и нет осознания греха. Если к Чаше подойти, то через одного-двух-трех. Если сказать детям, что нужно попоститься и причаститься, то нет. Если за Церковь Христову заступиться, которую полощут в средствах массовой информации как только ни попадя, — ни один христианин за 2 месяца поганой кампании, которая была развязана на Христову Церковь, не возвысил свой голос в защиту. Это Торжество нашей веры православной?

Мы можем обличать кого угодно: и католиков, и лютеранов, других инославных людей, язычников, а они, может быть, в основу апостола Павла законы по естеству своему творят, не делая гадостей людям, не осуждая, не убивая их, не совершая дел лжи, не притворяясь и не прикидываясь православными, а просто живут так, как голос их совести подсказывает.

А мы кричим, что без веры — никуда, а как поговеть прийти – так человек 10-15, а как исповедаться – так никого, а как начальствующим спросить со своих подчиненных, которые по праву подчинены, по духу: «Где вы были в этот день? Причащались ли вы Таин Христовых?» Нет никого. Начальствуем где угодно и в чем угодно, только не в вопросах веры. А вера — это есть побуждение в себе, подвиг: мы можем есть, а можем и не есть в посту, мы отказываемся от скоромной пищи, в чем-то урезаем себя – это и есть подвиг. Мы можем пойти в храм, а можеи и не пойти, но поднимаем себя и говорим, что долг нашей христианской совести повелевает идти в храм Божий в воскресный день, молиться за сродников своих живых и почивших, особенно в дни такой страшной трагедии, которая совершилась на нашей многострадальной Донской земле. Мы выражаем пустые слова пустыми буквами, но не возносим Богу молитву. А ведь для усопших, да и для живых, наша молитва есть залог того, что Бог будет милостив к нам.

Так в чем же состоит Торжество нашей православной веры? Только в одном Символе, который мы читаем или, может быть, в нашей жизни? Вот потому в этот день Церковь и напоминает нам подвиг всех потрудившихся, в Православии живущих и живших, жизнью своей, а не пустословием, исповедовавших православную веру, служивших верой Богу, царю, Отечеству, народу своему, не разрушавших и не отнимавших святыни, а созидавших их, не попускающих врагу покуситься на самое дорогое, что есть у народа – национальные религиозные святыни.

Мы сегодня вспомним всех тех, кто таким подвигом пожил в жизни и пропоем им вечную память, которая действительно должна отобразиться, откликнуться словом живым в нашей жизни и нашем сердце.

Мы сегодня воспоем многолетие тем, кто ныне свидетельствует, несмотря ни на какие сложности скороприходящего мира, об истинных ценностях православной жизни и веры, даже перед страхом смерти исповедуя себя православным христианином, и пропоем таким людям многая и благая лета. Воспомянув Заповеди и Символ веры, оставленные нашими великими предками, на основании которых они спасали жизнь, склоним свои лица перед Пречистыми Образами Спасителя и Божией Матери, прося их великой милости, заступления и спасения нашего народа, вразумления каждого из нас, спасения близких. Будем молиться так усердно, как, может быть, в последний раз вымаливали у Бога прощения. Вот такой силы должна быть сегодня молитва Церкви. И пусть никакие обстоятельства жизни, ни даже сам грех, который в нашей жизни присутствует, не смогут омрачить радости пребывания нас в Православной Церкви и в Православной вере. Доколе мы живы, доколе мы ходим, доколе ангел смерти не коснулся нас, — у нас есть еще Богом данная возможность исправить свою жизнь по Заповедям Христовым, обратить свои очи от земли к небу, задуматься о том, что не только временное, но помыслить о том, что вечное. Аминь».

Записала Виктория Алтунина