Проповедь в день общего говения духовенства Ростовской-на-Дону епархии в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска в среду третьей седмицы Великого поста

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Проповедь в день общего говения духовенства Ростовской-на-Дону епархии  в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска в среду третьей седмицы Великого поста
30 марта 2016 852

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всечестные отцы, матушка-настоятельница, дорогие братья и сестры, мы собрались сегодня для того, чтобы совершить общее говение, то, к чему мы призываем каждого православного христианина – принести плоды покаяния, исповедания грехов. Мы пришли сюда с надеждой получить прощение наших прегрешений от Всемилостивого Господа и соединиться с Ним в Таинстве Святого Причащения.

Мне бы сегодня хотелось напутствовать вас словами, которые неразрывно связаны со святым, память которого мы совершаем сегодня, — преподобным Алексием, человеком Божиим. Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что всего 13 человек за всю Священную историю именовались «человек Божий». Это были пророки, праведники, великие люди, которых Господь воздвигал в особое определенное время, время очень сложное, критическое, призывал их для того, чтобы они говорили правду, возвещали волю Божию, были примером неподкупного служения Богу и утешителями для народа. К этим людям по-разному относились: кто-то благословлял их, а кто-то проклинал.

Человек Божий: в этом сочетании двух слов мы видим меньше человеческого и больше божественного, мы видим соотношение, взаимодействие человеческой природы с природой божественной. Когда мы указываем, что тот или иной человек – Божий – мы говорим о том, что благодатная сила Святого Духа действует и живет в нем. А кто же должен быть человеком Божиим, как не пастырь или архипастырь?

Человека Божьего отличает, прежде всего, приближенность к Богу. А кто более приближен, чем пастырь Церкви Христовой? Он является служителем – исполнителем воли Отца, он совершает свое служение не из страха, но из любви, которая преумножает то дело, которое поручено ему. Он безленостно трудится, свидетельствует истину, открытую ему Господом. Он верит, что все, что говорит ему Отец, есть истина, и он живет ею.

Этот человек непрестанно возвещает волю Отца: обращаясь к пастырям, я говорю о проповеди, о благовестии, и не только словесном, но в жизни, быту, своей семье, на улице, перед лицом власти. Все, о чем я сказал, отличает человека Божьего от всех остальных.

Человек Божий добровольно, истово и со смирением принимает на себя все тяготы и радости служения Господу. Человек Божий — это тот, кто всегда праведен, верен даже до смерти своему Отцу. Когда богочеловеческие отношения складываются именно таким образом, каждый пастырь становится человеком Божиим. А человек Божий влечет к себе огромное количество людей — не потому, что он чист, праведен или отличается особыми дарованиями, но от того, что народ через его слово и дело чувствует присутствие Бога в своей жизни. Этот человек может сказать людям правду Божию, которая очень часто сокрыта от людей.

Я неслучайно говорю сейчас все эти вещи: каждый из нас, подходя сегодня к Кресту и Евангелию, к тому собрату, который будет принимать исповедь, должен прежде всего дать себе отчет в том, является ли он этим человеком Божиим, через которого действует благодатная сила. По своему призванию, по образу своей жизни.

Я думаю, что каждому из нас есть о чем задуматься и есть, в чем покаяться перед Богом. Если бы мы, пресвитеры и архипастыри, несли в себе образ Божий и могли бы в полной мере называться Его людьми, я думаю, мир жил бы по-другому. Значит, происходит в нас нечто такое, что не дает нам права носить это имя и что препятствует благодати Божией изливаться на других людей.

У нас есть еще время подумать перед Крестом и Евангелием. Я просил бы вас, кроме наших обычных грехов, которые мы каждодневно исповедуем, задуматься о наших грехах пастырских и в них сегодня особенно усердно покаяться Господу, прося Его милости и благодатной помощи, обновления нашей жизни. Дай Бог, чтобы образ пастыря Русской Церкви и нашей Донской земли был изменен. К этому должны быть направлены две силы: наше собственное желание, осознание неправд и милость Божия, которую Господь изливает на нас столь обильно, что она может покрыть все наши грехи и беззакония».

Подготовила Евгения Фоминова