Слово по окончании Литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в храме Преображения Господня села Займо-Обрыв

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в храме Преображения Господня села Займо-Обрыв
3 апреля 2016 740

«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, всех вас приветствую сердечно с этим воскресным днем, который является преполовением, или серединой Великого поста. Поприще постное – это сложное время. Каждый, кто постится, знает, какие искушения встречаются в жизни. Страсти и скорби вдруг обретают какую-то особую силу, обрушиваются на человека. Люди, не понимая духовного смысла этих искушений, начинают искать пути избавления от них. Это естественно для человеческого организма: если где-то больно, то нужно эту боль снять.

Но духовная боль имеет совершенно другую природу, она удивительна потому, что имеет свойство очищать, излечивать, открывать в человеке духовное зрение, давать возможность видеть то, что ранее было недоступно. Эта внутренняя скорбь души во время Великого поста есть скорбь очищающая нас, наше духовное око, для того, чтобы мы видели и были причастны миру духовному. Чтобы укрепить нас в несении этих скорбей в дни постные, Церковь полагает в середине поста вынести Крест Христов – зримое напоминание Крестной смерти, которую принял за нас Спаситель мира, предваряя этими страданиями Свое Светлое Воскресение, Победу Жизни над смертью.

По-человечески это можно очень просто объяснить. Люди часто говорят: когда тебе плохо, посмотри на других – есть те, кому больнее и хуже. Церковь говорит нам, что в период поста нужно посещать их, чтобы помочь и вспомнить о том, что Бог дает нам силы, чтобы помогать другим людям. Если бы только для этого выносили Крест, это было бы частью человеческого бытия, человеческого рассуждения.

Господь призывает нас не просто взирать на Крест, а взять его, отвергнувшись от себя. Что значит отвергнуться от себя, отречься от самого себя? Отречься от того образа жизни, который мы ведем, от образа восприятия этой жизни, такого логически выстроенного и правильного по нашим человеческим понятиям. Все, что ценно для людей, перед Господом ничтожно. Разве богатство дает человеку счастье и свободу? Разве власть может наполнить радостью человеческую душу? Разве то, что мы позволяем себе, потакая своим страстям и похоти, утешает наше сердце? Наоборот, все это истощает человеческую душу, порок забирает жизненные силы. Мы может видеть человека властного, богатого, имеющего все в своей жизни — и раздавленного, несчастного, ничтожного душой, который не в состоянии признаться даже самому себе в том, что с ним происходит. Человек, который обладает всем этим или стремиться к этому, должен понимать, что это не ведет к счастью. Счастье – это свобода. А свободен человек тогда, когда его ничто не связывает, — ни узы богатства, ни деньги, ни власть. Тогда человек говорит, что блага этого мира ничто по сравнению с тем богатством, которое я обретаю, когда обращаюсь к Богу, когда я с Богом разговариваю, когда Господь присутствует в моей жизни, когда в самых сложных обстоятельствах я чувствую, что Он рядом со мной – это и есть подлинное счастье, а все остальное – как Бог даст. Дал Бог – Слава Богу, не дал – Слава Богу. Не в этом суть человеческой жизни. Не в утверждении своей самости, не в том, чтобы мерить собой все окружающее.

Мы сегодня слышали отрывок Евангелия от Марка, который повествует нам о том, как Господь говорил с людьми, призывая их к крестоношению. Но перед этим Господь сказал о Своих Крестных страданиях. Он призывает не только нас к отречению от самих себя, но, прежде всего, говорит о том, что Он Сам возьмет этот позорный крест и пойдет с ним на Голгофу, чтобы выпить всю чашу человеческой боли. Он говорит так откровенно, он открывает тайны Своих страданий и Своего Воскресения. А что же ученики? Петр, самый ревностный, горящий сердцем, подходит к Господу и говорит: «Зачет Тебе это, если Ты имеешь такую власть, если Ты – Сын Божий, зачем тебе страдать?». Нам становится страшно от тех слов, которые Господь говорит апостолу Петру: «Отойди от меня, сатана!». Сатана есть не кто иной, как богопротивник, тот, кто противится воле Божьей. Господь называет Петра этим страшным словом, потому что он воспротивился божественному замыслу спасения человеческого рода через Крестные страдания Спасителя.

Сегодня, глядя на Крест Христов, поклоняясь ему, мы вспоминаем страдания Спасителя и думаем о собственной жизни: мы обязательно должны сравнивать свою жизнь со словом Божиим, а видя несоответствие – пытаться измениться, прилагая свои человеческие силы и уповая на силу Божию, на силу Крестного знамения, силу нашей веры, потому что именно этим мы сможем превозмочь все скорби жизни. И тогда произойдет то, о чем говорит Священное Писание словами Спасителя: «И скорбь вашу в радость преложу». Нельзя быть с Богом в радости, не перенеся тяготы, которые претерпел Спаситель. Если мы страдаем со Христом, говорит Церковь, то и умираем с Ним, а умирая с Ним – воскреснем в жизнь Вечную. Это воскресение, это бытие со Христом в Царстве Небесном есть суть и содержание нашей веры. Через Крест Христов мы отвечаем на вопрос об истинности нашей веры – в Господа и Спасителя Иисуса Христа, в Его Божественное Воскресение, в наше общее воскресение, в жизнь будущего века».

Подготовила Евгения Фоминова