Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 5-ю Великого поста в храме Воздвижения Креста Господня села Троицкое Неклиновского района

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 5-ю Великого поста в храме Воздвижения Креста Господня села Троицкое Неклиновского района
17 апреля 2016 567

«Ваше Высокопреподобие и Преподобия, всечестные отцы, братья и сестры, без всякой тени лукавства говорю вам, что сердце мое переполняется радостью от того, что помолился вместе с вами сегодня, в этот воскресный день. Обычно архиерей приезжает в приход либо на престольный праздник, либо на освящение храма, но Господь дарует нам радость молитвы не только в дни особых торжеств. Дни, когда мы собираемся с вами вместе, – это и есть самая высокая радость и самая высокая щедрость, дарованная нам Господом. Потому что выше молитвенного общения ничего быть не может. Вообще о человеческом общении известный писатель сказал, что это самая большая роскошь. А общение человеческое, помноженное на общение с Богом, дает нам всю полноту счастья, к которому каждый из нас призван стремиться.

Мы слышали сегодня с вами чтение Священного Писания. В словах, которые передает нам апостол и евангелист Марк, уже совершенно отчетливо и ясно говорится о том, что Господь грядет в Иерусалим, восходя на Голгофу, к Своим страданиям. И здесь проявляется вдруг человеческая слабость Его учеников, которые до конца не могли понять, что будет происходить, как Спаситель и Мессия, на которого они надеялись как на владыку, способного изменить государственный курс, политическое устройство Палестины, этот Человек, Который обладает необычайной силой слова, даром чудотворения, способностью исцелять больных и воскрешать мертвых, – говорит о предательстве, Своих Крестных страданиях и бесславной смерти. Безусловно, ученики не могли этого понять. Именно поэтому Господь и остался один. Он шел к Иерусалиму, восходя на Голгофу, а ученики отставали сзади, боясь подойти к Нему. Но что же их волновало? Те же вопросы, которые заботят и нас сегодня: вопросы чести, достоинства, человеческой славы. Именно поэтому ученики, которых особенно любил Господь, Иаков и Иоанн, подходят к Господу и спрашивают: «Ты придешь во Славе? Позволь нам быть самыми близкими к Тебе, сесть по правую и левую сторону».

Господь, видя эту человеческую немощь, не обличает ее, но задает вопрос, который может показаться странным для нас: «Можете ли вы пить ту чашу, которую пью Я, и Крещением креститься, которым Я крещусь?». Образ чаши понятен для людей очень многих поколений, в том числе и для современников Спасителя. Образ наполненной чаши – символ либо полноты жизни, либо глубины страданий. Испить чашу до дна значило все в жизни исполнить. А образ Крещения? В славянском и русском переводе это слово звучит именно как «Крещение», но это не совсем точный перевод греческого текста, где упоминается слово «баптизмо» — «погружение». «Сможете ли вы погрузиться во всю ту глубину страданий, в которую погружаюсь Я?», — спрашивает Спаситель. Ученики, которые только что думали о своей славе чести и достоинстве, уже не говорят об этом, но отвечают: «Да, мы готовы: и чашу пить, и погрузиться в те страдания и ту боль, которые будешь испытывать Ты». Господь, умиляясь сердцем, глядя на них, отвечает: «Чашу будете пить, и Крещением креститься, а сесть от меня слева и справа – не от Меня зависит, а от Господа». И как бы совершенно отвлеченно от этой темы Он вдруг говорит ученикам Своим: «Кто хочет быть от вас первым, пусть будет всем слуга, кто хочет властвовать над всеми – пусть будет всем рабом, ибо Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить другим».

Образ, который приводит Спаситель, совершенно отличается от нашего представления о нашей жизни. Если мы взглянем на окружающий нас мир, то каждый из людей, более или менее способный, старается властвовать над кем-то – и не обязательно в обществе или государстве, но и в семье, малой Церкви, общине близких людей. Но Бог учит нас другому. Он говорит: «Власть только тогда будет властью и силой, когда вы отдаете себя без остатка, ничего не оставляете для себя, когда вы пришли не взыскать, а отдать».

Сегодня, когда мы читаем слова Священного Писания, мы обязательно должны обращать свой взор в самый центр своей жизни. Что в нас преобладает – желание властвовать и управлять или, может быть, служить? И если мы увидим, что в нас есть желание властвовать, если увидим внутри своей души желание господствовать над другими, мы должны глубоко и искренне покаяться, потому что в этом стремлении мы никогда не обретем Бога. Только служение другим людям, самоотверженное, искреннее, истовое, несмотря на скорби и лукавства сего мира, способно сделать человека сильным и дать ему те возможности, используя которые он в состоянии изменить и свой внутренний мир, и мир окружающий.

Этот прекрасный храм, в котором мы сегодня молились за Литургией, был осквернен, превращен в зернохранилище, претерпел удары военной техники, а затем, силой человеческого духа, восстановлен. Прикасаясь к этим стенам, чувствуешь мощь наших предков, их энергию, духовную силу, которую они вкладывали в эти мертвые, казалось бы, стены. Но через эти стены дышит дух нашего народа, дух нашей веры, дух нашей свободы и дух нашей любви к Богу. Берегите этот храм, приходите в него. Посещая этот храм, вы будете созидать храм своей души, своей семьи, нашего Отечества. Храм – это дом, общий дом, в котором мы живем, такие разные, противоречивые, но всех нас одинаково любит Господь и покрывает Своей милостью».

Подготовила Евгения Фоминова