«Ваше Высокопреподобие и Преподобия, всечестные отцы, братья и сестры, без всякой тени лукавства говорю вам, что сердце мое переполняется радостью от того, что помолился вместе с вами сегодня, в этот воскресный день. Обычно архиерей приезжает в приход либо на престольный праздник, либо на освящение храма, но Господь дарует нам радость молитвы не только в дни особых торжеств. Дни, когда мы собираемся с вами вместе, – это и есть самая высокая радость и самая высокая щедрость, дарованная нам Господом. Потому что выше молитвенного общения ничего быть не может. Вообще о человеческом общении известный писатель сказал, что это самая большая роскошь. А общение человеческое, помноженное на общение с Богом, дает нам всю полноту счастья, к которому каждый из нас призван стремиться.
Мы слышали сегодня с вами чтение Священного Писания. В словах, которые передает нам апостол и евангелист Марк, уже совершенно отчетливо и ясно говорится о том, что Господь грядет в Иерусалим, восходя на Голгофу, к Своим страданиям. И здесь проявляется вдруг человеческая слабость Его учеников, которые до конца не могли понять, что будет происходить, как Спаситель и Мессия, на которого они надеялись как на владыку, способного изменить государственный курс, политическое устройство Палестины, этот Человек, Который обладает необычайной силой слова, даром чудотворения, способностью исцелять больных и воскрешать мертвых, – говорит о предательстве, Своих Крестных страданиях и бесславной смерти. Безусловно, ученики не могли этого понять. Именно поэтому Господь и остался один. Он шел к Иерусалиму, восходя на Голгофу, а ученики отставали сзади, боясь подойти к Нему. Но что же их волновало? Те же вопросы, которые заботят и нас сегодня: вопросы чести, достоинства, человеческой славы. Именно поэтому ученики, которых особенно любил Господь, Иаков и Иоанн, подходят к Господу и спрашивают: «Ты придешь во Славе? Позволь нам быть самыми близкими к Тебе, сесть по правую и левую сторону».
Господь, видя эту человеческую немощь, не обличает ее, но задает вопрос, который может показаться странным для нас: «Можете ли вы пить ту чашу, которую пью Я, и Крещением креститься, которым Я крещусь?». Образ чаши понятен для людей очень многих поколений, в том числе и для современников Спасителя. Образ наполненной чаши – символ либо полноты жизни, либо глубины страданий. Испить чашу до дна значило все в жизни исполнить. А образ Крещения? В славянском и русском переводе это слово звучит именно как «Крещение», но это не совсем точный перевод греческого текста, где упоминается слово «баптизмо» — «погружение». «Сможете ли вы погрузиться во всю ту глубину страданий, в которую погружаюсь Я?», — спрашивает Спаситель. Ученики, которые только что думали о своей славе чести и достоинстве, уже не говорят об этом, но отвечают: «Да, мы готовы: и чашу пить, и погрузиться в те страдания и ту боль, которые будешь испытывать Ты». Господь, умиляясь сердцем, глядя на них, отвечает: «Чашу будете пить, и Крещением креститься, а сесть от меня слева и справа – не от Меня зависит, а от Господа». И как бы совершенно отвлеченно от этой темы Он вдруг говорит ученикам Своим: «Кто хочет быть от вас первым, пусть будет всем слуга, кто хочет властвовать над всеми – пусть будет всем рабом, ибо Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить другим».
Образ, который приводит Спаситель, совершенно отличается от нашего представления о нашей жизни. Если мы взглянем на окружающий нас мир, то каждый из людей, более или менее способный, старается властвовать над
Сегодня, когда мы читаем слова Священного Писания, мы обязательно должны обращать свой взор в самый центр своей жизни. Что в нас преобладает – желание властвовать и управлять или, может быть, служить? И если мы увидим, что в нас есть желание властвовать, если увидим внутри своей души желание господствовать над другими, мы должны глубоко и искренне покаяться, потому что в этом стремлении мы никогда не обретем Бога. Только служение другим людям, самоотверженное, искреннее, истовое, несмотря на скорби и лукавства сего мира, способно сделать человека сильным и дать ему те возможности, используя которые он в состоянии изменить и свой внутренний мир, и мир окружающий.
Этот прекрасный храм, в котором мы сегодня молились за Литургией, был осквернен, превращен в зернохранилище, претерпел удары военной техники, а затем, силой человеческого духа, восстановлен. Прикасаясь к этим стенам, чувствуешь мощь наших предков, их энергию, духовную силу, которую они вкладывали в эти мертвые, казалось бы, стены. Но через эти стены дышит дух нашего народа, дух нашей веры, дух нашей свободы и дух нашей любви к Богу. Берегите этот храм, приходите в него. Посещая этот храм, вы будете созидать храм своей души, своей семьи, нашего Отечества. Храм – это дом, общий дом, в котором мы живем, такие разные, противоречивые, но всех нас одинаково любит Господь и покрывает Своей милостью».
Подготовила Евгения Фоминова