Слово по окончании Литургии в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г. Новочеркасска в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г. Новочеркасска в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье)
24 апреля 2016 660

«Всечестные отцы, братья-сослужители, казаки, дорогие прихожане! Сердечно приветствую всех с праздником Входа Господня в Иерусалим.
В соответствии с историческим повествованием, которое доходит до нас со страниц Священного Писания, мы знаем, что крестным страданиям Спасителя и Его Воскресению предшествовал торжественный вход Его во град Иерусалим. Основное, о чем мы в этот день вспоминаем, это о замечательном народе, который с ветвями пальм выходил навстречу Господу и перед Ним постилал свои одежды, восклицая: „Осанна!“ - что значит «Спаси нас».
Это было миссианское приветствие, это праздник, это ликование, это надежда очень многих людей, что пришел наконец Тот, Кто избавит от римского порабощения и дарует свободу народу Израиля, обновит веру. Что случилось через несколько дней с этими людьми, выходящими навстречу и кричащими «Осанна!»?
Каждый из нас, кто читает Священное Писание, проходит вместе мысленно этот путь Господа, недоумевает, удивляется, поражается скоротечности человеческих мнений и впечатлений. Сегодня, впечатленные торжественным ходом, кричат: «Благословен Грядый», а завтра, являясь свидетелями пренебрежения власти, будут уже кричать «Распни».
Прочитывая слова Священного Писания о Входе Господа в Иерусалим, неслучайно Церковь нам напоминает событие, которое предшествовало этому торжественному входу, а именно пребывание Господа в доме Марфы, Марии и Лазаря. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов досконально четко описывает все, что там происходило: как Мария проявила свою любовь ко Господу, взяв самое ценное, может быть, что у нее было – миро, благовонный состав. Она разлила его на ноги Спасителя и вытерла эти ноги своими волосами. Многое для нас непонятно, но если мы вглядимся вглубь в жизнь иудеев, то увидим, что помазание драгоценным миром и елеем совершалось как некое благоволение Божие, знак особого Божиего присутствия. Это было помазание на определенное особое служение, пророческое, царское. Мария даже никогда не помышляла об этом. Она двигалась единственным чувством сердечной теплоты и любви к Господу, и потому не постеснялась открыть свою голову, снять с нее покров, и волосами своей головы вытереть ноги Спасителя.
Мы видим в этом отголосок той человеческой любви, которую и должен проявлять человек к Господу. Может быть, это доля любви, которая кажется безрассудной, превосходящей человеческие понимания по природе любви, но это отображение той любви, которую Господь проявит к роду человеческому. Он восходит в Иерусалим со знаками миссианства, восседая на молодом осле как Царь, о котором сказал пророк Давид. Это миссианское чувство наполняет людей, чувство присутствия Спасителя. Чего же не хватает людям, чтобы принять Его как Господа и Спасителя? А не хватает того, что явила Мария в своем доме – не хватает любви. Вот этот недостаток любви, может быть, самое страшное, что существует в сегодняшнем мире. Именно в недостатке любви кроются корни всех зол и напастей, проявление которых мы видим в семьях и детях, гражданском обществе и государстве.
Мы ограничиваем себя условностями, рамками привычного поведения. Мы сковываем свою любовь прочными цепями человеческих приличий, экономией своего времени, средств, духовных сил, — всего того, что действительно должно наполнять человека. Но Бог все это дал людям совсем не для того, чтобы они на этом экономили, а для того, чтобы люди отдавали другим людям, чтобы они открывали свое сердце навстречу другому человеку, — и через это мы будем видеть великое духовное обогащение нашего народа. Если наше сердце и душа будут щедрыми и богатыми, то разве не будут щедрым и богатым наше общество, земля, Отечество? Недостаток любви разрушает человеческие отношения, но приносит в них все то, что было привнесено в общество иудеями, желавшими видеть во Христе Царя и избавителя, но в силу ущербности своих чувств, в силу чрезмерной заботы о себе и абсолютном отсутствии любви – распявшим своего Господа и Спасителя.
Я неслучайно говорю вам накануне Страстных дней о любви друг к другу. В эти дни мы будем проходить, как бы перелистывая страницы Священного Писания, переживать вместе с Господом все то, что ему предстоит пройти. Ибо церковное время — есть время особенное, время Литургическое, оно принадлежит не только истории – это день сегодняшний. Если мы видим, что Иуда предает Господа, то ужасаемся тому, что присутствуем на этом предательстве; если мы видим, что воины избивают Спасителя, то мы стоим там же, рядом; если мы видим, как Господь восходит на крест ради каждого из нас, то мы не можем не плакать и не можем не поклониться этому великому крестному восхождению, через которое мы видим, осязаем и принимаем в свою жизнь светлую радость Христова Воскресения.
Я молю Бога о том, чтобы Господь даровал всем вам и всем нам, а в совокупности – Церкви Христовой – прожить эти дни Страстной Седмицы в мире и согласии, доброте и любви, сердечном сосредоточении на тех событиях жизни, которые предлагает нам Церковь, дабы свет Воскресения Христова не был для нас лишь данью исторической памяти, но был смыслом и содержанием нашей жизни».

Записала Виктория Алтунина