Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в храме в честь святого благоверного князя Димитрия Донского г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в храме в честь святого благоверного князя Димитрия Донского г. Ростова-на-Дону
26 Апреля 2016 34

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, приветствую с Великим вторником – днем очень важным перед грядущими страданиями Спасителя, открывающим нам Свет грядущего Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Отец Иоанн Крестьянкин, старец Псково-Печерского монастыря, говорил так: «Свет Воскресения Христова невозможно увидеть, не взойдя на крест. Только с креста мы видим Свет Воскресения Христова».

Мы скажем, что сегодня нет крестов, на которые нас прибивают, подвергая мучительной долгой казни. Но у каждого человека есть свой жизненный крест, который он несет, приняв на себя звание христианина. Этот крест состоит из множества скорбей, напастей, соблазнов, искушений, которые встречаются на жизненном пути человека. Если он переносит все это с благодарением Господу, подобно великому крестоносцу Спасителю нашему Иисусу Христу, то логическое завершение его земного бытия будет ознаменовано блаженным и тихим переходом в Царство Божие. И наоборот, человек может в течение жизни пытаться всячески этот крест с себя снять, думая, что если не будет его – то наступит счастье и свобода. Живя в этом заблуждении, человек уклоняется от крестоношения и уходит с того пути, который ведет к Свету Христова Воскресения.

Мы сегодня слышали в евангельском чтении притчу, переданную святым евангелистом Матфеем в последние дни проповеди Господа в Иерусалимском храме, – притчу о десяти девах, которые участвовали в свадебном пиршестве. Эта притча станет нам понятной, если мы узнаем о ходе еврейской свадьбы. Она ведь не состояла из одного дня — в течение недели праздновали торжество любви и семейного бытия. Брак заключался в тот момент, когда к своей невесте входил жених. Это могло произойти в любое время, поэтому все, кто был на свадьбе, находились в состоянии бодрствования и веселья в ожидании жениха. Жених мог прийти и ночью, и тогда он посылал со светильником, освещающим впереди путь, своего друга, который, идя по дороге, восклицал: «Се жених грядет». Вот идет жених – встречайте его. Поскольку все это происходило в доме, то после того, как жених входил к невесте, свадьба продолжалась, но от врагов двери запирались: все, кто был за дверями, были чужды этому торжеству.

Девушки, подруги невесты, ждали жениха, зная, что он может прийти и ночью, чтобы выйти ему навстречу с зажженными светильниками. У одних в светильниках было драгоценное масло, а у других оно закончилось, и они обратились к первым с просьбой дать им немного елея. Но первые были умны и сказали: «Если жених придет поздно, то тогда и у нас закончится масло, и у вас его не будет. Пока есть время, сходите к продающим и возьмите у них елей для светильников». И те, у которых заканчивалось масло, ушли, а в это самое время, как говорит евангелист, «вопль бысть в полунощи: cе жених грядет». Находившиеся в доме вышли встретить его, вошли с ним в чертоги и затворили двери. В доме оказались все те, кто был готов разделить радость и веселье с новой супружеской четой. А что же те девы, которые пошли искать елей? Они пришли к дому, стучали в двери и кричали: «Господи, открой нам», и услышали страшный голос: «Не знаю вас».

Эта притча напоминает нам сегодня о том, как важно все делать вовремя и не откладывать добрые дела на следующий день.

Если мы пристально посмотрим на свою жизнь, то всегда найдутся хорошие поступки, которые мы могли бы сделать сегодня, но говорим себе, что это подождет, что можно начать завтра. Самый порочный подход ко спасению: начну спасаться с завтрашнего дня. А кто нам дает гарантии этого завтрашнего дня? Мы стоим сегодня в храме и думаем, что завтра у нас будет день Великой среды, а только один Господь знает, у кого этот день будет, а у кого – нет. Может быть, кто-то сегодня будет призван на Суд Божий и Господь спросит: «Ты собирался что-то сделать. Почему не сделал? Почему отложил на завтрашний день?». Никакое оправдание не поможет. Мы услышим в ответ страшный голос Божий: «Не знаю вас».

Господь обращается с этой притчей накануне Своих Крестных страданий. Он говорит о последних днях человечества, Он пытается сказать людям всю правду Божию, наставить их перед тем, как взойдет на Крест. Вместе с Господом пребывая в Иерусалимском храме, слушая Его божественные слова, не будем теми, кто уходит с пустым сердцем, но будем теми людьми, кого искра божественного слова побудила к добродетели. В эти дни, помышляя о страшных страданиях Господа и Спасителя, будем помнить о возможности своих страданий – в вечности – за одно только то, что мы не имеем решимости начинать творить добрые дела и спасаться в день сегодняшний. Пусть же Господь помогает нам Своей божественной силой, Своими Таинствами укрепляя нас в деле нашего спасения. Аминь!»