Слово по окончании всенощного бдения в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Старо-Покровском храме г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании всенощного бдения в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Старо-Покровском храме г. Ростова-на-Дону
13 октября 2012 427

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец благочинный, отец настоятель, братья, дорогие прихожане, сердечно всех вас приветствую с престольным праздником Покрова Пречистой Богоматери. Богоматерь простирает Свой Покров над теми, кто почитает Ее и Ее Пречистого Сына. Мы часто задаем себе вопрос: кого мы должны почитать и как? Вся наша жизнь есть постоянное Богоискание. Сегодняшнее утреннее Евангелие говорит нам о Богоискании как таковом. Мария Магдалина – одна и жен-Мироносиц - сопровождала Господа, видела Его чудеса, слышала Его проповедь, служила Ему и апостолом так, как могла это делать. А затем она была свидетельницей страшного предательства, страшной смерти Спасителя, Его Погребения. Казалось, вся жизнь ее опустела. Но что-то особенное теплилось в ее сердце, не давало ей спокойно смириться с мыслью о том, что ее Учителя нет... И она идет ночью ко Гробу. Идет, может быть, не осознавая того, что она делает. Она не просто приходит к этому Гробу, - она идет с некой надеждой. И видит Ангела, который сидит на погребальном Ложе, у погребального савана. Она не понимает, что видит именно Ангела, а воспринимает его, как юношу. Сквозь слезы она обращает к нему свой голос: «Взявши Господа моего, и я не знаю, где положили Его». И обернувшись назад, видит стоящего Спасителя. Видимо, вид Его был просветленным, измененным Славой Воскресения, но она и Его не видит и не узнает. К Нему, как к винограднику, обращает голос: «Может быть, ты знаешь, кто взял Тело моего Учителя и где похоронили Его?». И тогда Господь, обращаясь к Марии Магдалине, говорит только одно слово: «Мария!». Он называет ее по имени. И вдруг некая пелена падает с ее глаз, она видит перед собой уже не виноградника, но видит Господа Спасителя, Воскресшего, Прославленного. Она кричит Ему: «Учитель!».
Так часто бывает в нашей жизни, что мы слышим о Боге проповедь, являемся свидетелями Его чудес, но Он еще не Бог для нас. Может быть, учитель, проповедник, историческая личность, но не смысл и не содержание нашей жизни. Потому Господь отступает от нас, и мы чувствуем огромную потерю в своей жизни. Мы понимаем, как не хватает Его рядом с нами, какая серьезная утрата происходит в нашей жизни. И вот тогда человек, не осознавая того, что он делает, начинает искать Бога. Он идет в храм, совершает паломничество, читает книги, едет в монастырь, живет у святых, пытаясь обрести то, что некогда было рядом с ним, но в этот момент для него не доступно. Человек как бы погружается во тьму, в неведение, не отдавая себе отчета в том, что делает, стенает и плачет – и о своих грехах, и о своей горькой юдоли, в которой не чувствует присутствия Спасителя. Он обращается к людям и просит их, как Мария Магдалина: «Скажите мне, где Господь? Что мне нужно сделать, чтобы найти Бога? Как мне молиться, куда идти, как мне просить, как взывать?..». И в самый важный момент Бог обращает голос к человеку, называет его по имени, - точно так же, как Он назвал по имени Марию Магдалину. Наверно, это имя «Мария» тысячу раз произносили разные люди, но так, как говорил Христос, никто не говорил ей. В одном имени было все ведение и знание о ней, ее жизни, Богоискании, скорби и был ответ на те вопросы, которые она задавала. Бог открывает Себя человеку, заглядывая в самые далекие, неведомые для других, но ведомые Богу, уголки нашей жизни. Он проникает туда, куда не может проникнуть человеческий глаз, куда мы сами, может быть, не часто заглядываем. И это Богу ведомо.
Сегодня среди нас, и в этом храме, и вообще в нашем обществе, много людей, которые пытаются найти Бога. Иногда они оставляют свои попытки, заблуждаются. А некоторые продолжают искать и надеяться на то, что Бог откроет Себя человеку. Это и есть самый верный путь и самая верная надежда. Потому что в ответ на эту надежду Бог открывает Себя нам – не так, как мы можем себе представить, но во всей полноте и во всем знании нашей жизни. И это встреча – уже не с учителем, проповедником, не просто с исторической личностью, - это встреча с Живым Богом, Который с этого момента будет пребывать в человеческой жизни. И потому сегодня, когда мы вспоминаем это Евангельское повествование, я говорю себе и вам: не оставляйте Богоискания! Даже в самые сложные моменты своей жизни, когда кажется, что Бог оставил нас – только кажется, поскольку Бог никогда не оставляет нас, но побуждает к Богоисканию, чтобы открыть Себя человеку, готовому к восприятию, предуготовленному скорбями, плачем, болезнями, размышлениями, трудами. Благодать Божия открывается нам, как дар, которого мы должны быть достойны. Пусть же Царица Небесная, осеняющая нас Своим благодатным Покровом, во все дни нашей жизни будет нам Путеводительницей в важном и спасительном для нас пути – Богоискания, дабы, встретив на этом пути Бога, мы бы уже никогда с Ним не расставались, но были с Ним едины. Аминь».