Слово по окончании Литургии в храме Святой Троицы Ростова-на-Дону в день памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в храме Святой Троицы Ростова-на-Дону в день памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
18 июля 2016 806

«Приветствую всех вас с праздником преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца! Это особый день для России, когда мы вспоминаем и молитвенно чтим преподобного Сергия. Этот святой близок сердцу каждого русского человека, потому что не будь преподобного Сергия — история нашего Отечества могла бы быть совершенно другой. Мы говорим о молитвенном подвиге святого, о той великой силе веры, благодаря которой в дремучих лесах преподобный Сергий собрал горстку учеников и последователей. Они, деятельно приняв подвиг веры преподобного, пошли по всей Русской земле, чтобы обосновать новые обители, ставшие впоследствии центрами духовного просвещения и монашеского делания.

Мы сегодня слышали в Евангелии, которое читали во время крестного хода, слова Спасителя, обращенные к ученикам: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы». Господь призывает каждого человека к Себе, но не каждый слышит голос Божий и не каждый может откликнуться на него: для того чтобы пойти за Богом, нужно иметь решимость, глубокую веру и самоотверженность, то есть отвержение от плотского и мирского, отвержение от самого себя. Самоотверженный – потому что служит Богу и другим людям. А разве можно служить Богу и людям, не чувствуя боли, страданий и радости ближнего?

Потому подвиг каждого, кто приходит к Господу, так же как преподобного Сергия с его учениками, – это скорбный путь. Господь не призывает нас здесь, в земной жизни, войти в радость, не обещает нам благ земных, богатой сытой и спокойной жизни, Он говорит о крестоношении и бремени: «Бремя Мое легко есть». Как же оно может быть легким? Господь пребывает незримо вместе с каждым человеком, который решается принять на себя иго служения Церкви Христовой, боль народа Божиего, вместить ее в свое сердце и пронести до Престола Божия. Безусловно, это путь скорбей и лишений, путь внутренних терзаний, духовного очищения, самоукорения, понимания, кто ты есть на самом деле, обретения себя в молитве и в Боге.

Господь призывает нас к Себе как к источнику божественной силы, возрождающему нас и дающему нам надежду благ вечных, обновление жизни. Потому каждый, кто идет к этому источнику, уходит успокоенный и умиротворенный, напоенный божественными токами энергии. Что удивительно, такой человек, неся в себе лишь некую часть того, что он может получить, отдает все каждому, кто у него просит. Как говорил старец Иоанна Крестьянкин, «просящему у вас воды не бойтесь зачерпнуть – не оскудеет никогда». Потому что эта живительная влага, которую мы несем внутри себя, есть не что иное, как божественная благодать Духа Святого, которая никогда не иссякает в сердце, следующем за Богом, и в человеческих трудах, во славу Божию совершаемых.

Так жил преподобный Сергий, такой пример он оставил своим соотечественникам, своим ближайшим помощникам, своим братьям и сестрам во Христе. Это пример и для всех нас. К сожалению, современный мир лукаво предлагает нам веселую хорошую радостную жизнь, приняв которую, человеку кажется, что наступило счастье, достижение всего желаемого. Но затем может произойти резкое падение. Отчего? Жизненные силы истрачены, использованы впустую, внешняя приманка не обогащает человека, но, наоборот, истощает его духовные силы. Но даже такой человек, испытав все это, придя в Церковь Христову, знает, что через покаяние, через исповедь, принятие Святых Христовых Таин в нем обновляется образ Божий, появляются новые силы. Господь принимает его как заблудшего и дает все, что человек потерял. Подвиг преподобного Сергия учит нас этим глубинам духовной жизни – жизни для Отечества, жизни для Церкви, жизни для Царства Божия».