Слово по окончании торжеств по случаю престольного праздника храма св. мч. Иоанна Воина

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании торжеств по случаю престольного праздника храма св. мч. Иоанна Воина
14 августа 2016 637

«Ваше Высокопреподобие отец настоятель, отец благочинный, братья-сослужители, дорогие прихожане! Сегодня мы чествуем память одного из угодников Божиих, которого называем мучеником, но жизнь которого закончилась не от усечения меча и не от казни, а закончилась мирно и спокойно, хотя на заре своего служения он претерпевал заключение в темницу и мучения при императоре Юлиане Отступнике. Глядя на жизненный путь святого мученика Иоанна Воина, хочется сказать сегодня о свободе и несвободе. Понятие свободы сейчас так муссируется не только средствами массовой информации, но и в обществе, что оно уже кажется затертым до безобразия. Под свободой мы подразумеваем вольность, распущенность, словом «свобода» мы прикрываем порок – но все это никакая не свобода. Не надо этим прекрасным словом прикрывать человеческие грехи и пороки, потому что под этим кроется не свобода, а настоящее духовное рабство. Что же такое совобода? Она проявляется в свободном делании добра. Святой мученик Иоанн Воин, будучи тайным христианином, по повелению императора был послан уничтожать христиан, делал всё для того, чтобы облегчить их жизнь: предупреждал об опасности, отпускал из темниц, помогал заключенным. Казалось бы, это протест против того императора, который тебя содержит. Но это не было протестом. Это было проявлением человеческой свободы, потому что Бог призвал человека в свободном изъявлении творить добро. Подлинная свобода – это сопряжение ума, сердца и жизненного опыта. Когда это все соединяется вместе, в единном порыве, то человек осуществляет свою подлинную свободу. Ведь невозможно совершать деяния в жизни, не обдумав их тщательно; невозможно совершать что-то доброе в жизни и не прилагать к этому сердце. И потому сегодня, когда мы говорим о подвиге святого мученика Иоанна, мы, конечно, должны говорить, что в нашей жизни и жизни нашего общества всё это должно находиться в неразрывном соединении. Мы, как пастыри Церкви Христовой, как христиане, должны говорить миру и самим себе напоминать, в чем состоит эта подлинная свобода. Как только человек освобождается от Бога в своем делании, то он становится рабом греха. И вот эта непреложная истина жизни должна постоянно быть на устах истинного христианина: и пастыря, и мирянина. От нашего свидетельства и правды, которую мы несем из храма и Святого Евангелия, будет зависеть то, в какой мере будет осуществлять Церковь свое свидетельство окружающему миру. Святой мученик Иоанн считается нашим народом и другими православными народами как великий заступник в скорбях и обстояниях, и потому мы сегодня так усердно прибегаем к нему в молитвах, прося его помощи и заступления не только в наших личных переживаниях, но и скорбях и обстояниях, в которые ввергнуто наше Отечество, волей завистников посягающих на нашу национальную, духовную и культурную идентичность,- тех людей, которые ненавидят Россию только потому, что она православная, и потому что она есть. Сегодня, прибегая к таким великим молитвенникам и предстателям перед Господом, как святой мученик Иоанн, Севастийских мучеников, великомученик Георгий Победоносец, и, конечно, Пречистая Богоматерь – великая о нас заступница и молитвенница, — нам надо просить Господа и их ходатайствовать за нас, об Отечестве молитву вознести и о каждом из нас, дабы наше сердце, наши дела не расходились с Заповедями Божиими, но всегда находились в соответствии со Священным Писанием, с теми стезями, по которым в соответствии с Евангельским обетом ходили святые угодники Божии, среди которых первый – святой мученик Иоанн Воин»