Слово по окончании Литургии в храме иконы Божией Матери "Целительница" в день престольного праздника прихода

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в храме иконы Божией Матери "Целительница" в день престольного праздника прихода
1 октября 2016 792

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, братья-сослужители, дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с престольным праздником, который является зримым образом покровительства Царицы Небесной над сим святым местом и каждым из нас. Также хотел бы поблагодарить вас, отец настоятель, за замечательные цветы, которые напоминают, что даже осень человеческой жизни может быть прекрасной и радовать других. Мы празднуем сегодня, совершаем торжество в честь иконы Божией Матери „Целительница“. Я думаю, что не стоит пересказывать то, что доносит до нас повествование святителя Димитрия Ростовского об этом дивном Образе, который был известен еще с 4 века христианства. Мне хотелось бы вот на чем остановиться: мы Матерь Божию называем Целительницей. Много икон есть, и по-разному они называются: какая-то по месту положения, а некоторые имеют другие наименования, которые отражают то или иное свойство земной жизни или небесного предстательства Божией Матери. Одна из икон, в честь которой храм освящен, называется «Целительница». Она обозначает «врачующая или исцеляющая, дающая здоровье». Но есть еще одно значение, которое близко лежит к этому слову — «восполняющая нас до целостности». Что такое болезнь? Болезнь – это всегда ущербность нашего тела или души. Как правило, все это взаимосвязано в человеке, потому что если он повреждает тело, то и душа страдает. А чаще, конечно, болезни душевные приводят к повреждению наших телесных органов и тканей. Чаще всего можно видеть, как болезни духа сказываются и на физическом состоянии человека. Матерь Божия «Целительница», та, к которой мы обращаемся с молитвами, может восполнить нашу греховную поврежденность, загладить ее, восстановить нас в целостности, сделать здравыми душевно.

Неслучайно мы этот пример видим и в явлении чудном клирику Викентию. Мы не знаем причин его болезни: были ли они естественными причинами вызваны или духовными – всякое может быть в жизни. Но мы знаем, что человек, будучи прикованным к постели, никогда не оставлял Божию Матерь, он ежечасно прославлял Ее приветствиями архангельскими: «Радуйся, благодатная, Господь с тобой». Может быть, и сил у него больше не было, чтобы другие молитвы произносить, и никто, наверно, и правила не читал, каноны, акафисты, — лишь часы, которые отбивали каждое мгновение его жизни, приближая его к ответу на нелицеприятном суде Божием, напоминали о близости этого часа. Вот это обетование о дне смертном, когда человек должен будет дать отчет Богу о соделанном им – побуждали искать заступничество у Божией Матери. А как он мог просить этого заступничества? Он просто из последних сил своей души обращал это архангельское приветствие к Пречистой Богоматери, надеясь, что Она услышит его. Мы знаем, как Царица Небесная явилась ему, он сосцов своих напоила его млеком. Это было настолько сильное действо Божественной силы через явление Пречистой Богоматери, что восполнилась эта человеческая поврежденность, и немощь естества отступила. И вот некогда лежавший на одре больной человек вскакивает, куда он бежит? Ни клуб, ни в тур заграничный едет, а в храм Божий бежит для того, чтобы встав на клирос вместе с другими, Бога благодарить за это исцеление. Вот в этом повествовании кроются очень многие ответы на наши духовные вопросы жизни: как исцелиться, как получить здравие, как благодарить достойно. Вот уже глядим примеры. Стоит человеку встать от одра – реабилитация нужна. Какая реабилитация? В Египет поеду, на юг или еще куда. Нежиться на солнышке. Может быть, и надо отдохнуть. Но про Бога забывать не надо. Потому что во многом наказание, которое мы в жизни стяжаем собственными руками, кроется в неблагодарности Богу.

Одного человека спросили: «что ты вздыхаешь так тяжело? Плохо тебе?» Отвечает: «Все хорошо. Я плохой». Так вот про это «я плохой» забывать не надо никогда. Бог нам столько дает по молитвам Божией Матери, о чем мы забываем и не помним: наше здоровье в меру своих сил и возраста, и то, что мы сыты, одеты, небо над нами чистое, и страна наша развивается, близкие рядом, и слышит нас Господь, когда мы к нему молитвы обращаем, в меру веры нашей, конечно. Благодарности Богу не имеем за это. «Подай, Господи»,- поем часто; «Помилуй, Господи»,- реже, а «Слава Тебе, Господи»,- совсем редко.

Сегодня, когда мы совершаем торжество в честь иконы Божией Матери, то, конечно, то нашей первой молитвой должно быть благодарение Господу за то, что Он слышит Божию Матерь, которая молится за нас, Которая незримо, но знаем, что рядом с нами пребывает, распростирает Свой омофор честной над нами и умоляет Господа о каждом из нас как некогда во Влахернском храме просила: «Царю Небесный, каждого человека молитву прими». Вот и сегодня каждую нашу молитву, сопровождаемую мольбами Пречистой Своей Матери, верим, что Бог слышит и не оставляет. Потому сегодняшний день – это день благодарения Господу за все его великие неизреченные милости, которые Он дает нам. И видим мы это, конечно, духовно прозреваем, Церковь нас к этому побуждает, особенно, когд отмечаем памятные даты. Вот и сегодня 20 лет отмечаем со дня образования его прихода на некода пустынном и безлюдном месте вознес свои стены с благословения архипастыря этот храм трудами приснопамятного отца Вадима, которого сегодня поминали в молитвах. Затем трудами отца Константина эти стены преображались, наполнялись духовным содержанием. Сегодня я с радостью могу сказать, что вижу этот приход хорошей и крепкой православной христианской общиной, центром которой является Евхаристия и молитва – жизнь духовная, а все остальное, естественно, отсюда и рождается. Потому что не может быть и прекрасных хоров, и молодежных обществ, ни духовно-просветительской работы, ни сестричества, — ничего этого не будет в приходе, если нет Евхаристии и нет молитвы, потому что они являются той базой и основой, которая соединяет людей в служении другим ради имени Господа Иисуса Христа».