Слово по окончании Литургии в Воскресенском войсковом соборе ст. Старочеркасской 25 декабря 2016 года

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Воскресенском войсковом соборе ст. Старочеркасской 25 декабря 2016 года
25 декабря 2016 658

«Если мы выйдем на улицу наших городов, то не так часто встретим людей, которые радуются. Как правило, это даже замечают даже люди, которые даже не вдаются в изучение психологических подробностей в обществе, они замечают, что очень значительная часть наших людей находятся в состоянии грусти. Так что же такое грусть? Грусть — это естественное состояние, противоположное радости, и возникает оно тогда, когда у человека возникает чувство неудовлетворённости своей семьей.

Мы сегодня слушали Евангелие перед Литургией, где Господь приглашает всех в свою радость: пир, торжество. Люди, принявшие приглашение, а именно так было в Палестине в древнееврейском народе, когда хозяин созывал пир, он заблаговременно посылал своих слуг, чтобы известили об этом. И люди, которых приглашали, давали согласие прийти на это пир, а затем наступало время пира и господин, хозяин снова посылал своих слуг, чтобы они известили, что все готово и можно приходить. Так вот не пришли на пир Господа те, кто был извещен и подтвердил свое согласие, что он придет. Именно поэтому так хозяин и разгневался. Почему же они не пришли порадоваться со своим другом, братом, господином, хозяином? Почему отказались от этой чести? Неужели были какие-то непреодолимые препятствия, которые мешали этим людям войти в радость Господа своего? Если вы посмотрите на то, что излагает святой апостол Лука на странице Евангелия, то увидите, что не скорби, не болезни, не стихийные бедствия, не войны — ничто не мешало этим людям прийти на пир, войти в радость Господа. А что же им мешало? Одному — что он купил земли и должен заниматься бизнесом на этих землях, как сказали бы сейчас. Другому помешали волы, которых он приобрел, и он должен был заниматься теми новшествами, которые пришли в его в жизнь, для того, чтобы лучше и больше возделывать свои угодья. А если перевести на современный наш язык, то заботы мира сего со всею красотою и привлекательностью. А третью казалось, самую благовидную причину, чтобы отказаться и не прийти — он женился. Это уж причина была настолько уважительной, что в иудейском обществе даже от армии, от воинской повинности людей на год освобождали. Если человек женился, он должен быть в своей семье и заниматься своими делами. И вот этим причины, казалось бы, которые должны были послужить радостью — лишают людей подлинной радости.

Если мы посмотрим Священную историю от самых древних времен, то подлинной радости человек был лишен, когда согрешил пред Господом и когда был удален из Рая от очей Божьих. Привыкший общаться с Богом, привыкший общаться с ним лицом к лицу, человек потерял возможность общения. Утратил ее, и тогда он начинает искать новые средства, чтобы восполнить в себе это чувство радости. Через музыку, через стихи, через искусство он пытается восполнить то, что утерял н когда в Раю. И как бы изощренно тонко человек не пытался это сделать, подходя к венцам и величию тех искусств, которых он приобретал в своей жизни, он все равно не мог ощутить полноты радости, потому что был лишён Богообщения. А если мы посмотрим на наших новомучеников и исповедников Российских — совсем недавних людей, которые жили перед нами. Пресвитеры, которые претерпевали страшные мучения, гонения и ссылки — они даже в этих моментах не теряли чувство этой радости.

Я часто вспоминаю слова приснопамятного архимандрита Иоанна Крестьянкина, который говорил, что большей радости в молитве не испытывал никогда, чем во времена ссылки и гонения. Значит, не внешние обстоятельства, благополучные или не благополучные, могут давать человеку радость в жизни. Не экономические достижения, не успехи во внутренней или внешней политике, не достижения науки и не прибыль бизнеса делают людей счастливыми. Это лишь внешние дополнения человеческой жизни. А делает человека радостным прежде всего общение с Богом и общение друг с другом. Потому что общаясь друг с другом, особенно в молитве, в Евхаристии, мы приобретаем своих братьев. И через подобное себе видим нечто подобное, открывая в человеке Образ Божий и его величие. Потому, когда мы говорим о радости нашей жизни, мы должны очень четко отдавать себе отчет, что подлинная радость — следствие, которое является мир сердечный и успокоение возможно только в Боге. И если Господь приглашает нас войти в радость свою, прийти на его пир, который есть трапеза Божия — Божественная Евхаристия, то нет другого предлога благополучного или неблагополучного, который мог быть препятствием нашего общения с Богом и нашего общения друг с другом в таинстве святейшей Евхаристии.

Человек, который причащается таинством Христовым, опытно знает и может свидетельствовать, что каждый раз после принятия святых Христовых Таин, он выходит из храма не таким, каким он был. Выходит внутреннее преображённым, очищенным, изменённым. И многие люди говорят, что испытывают радость, когда готовы расцеловать каждого встречного, кого бы они знали и не знали. Даже тех людей, которые относятся к ним неуважительно, а иногда оскорбляют их. Вот эта радость, которая исходит от Господа — она укрепляет наше сердце и дает нам силы жить и общаться, трудится и совершать то служение, на которое поставил нас Господь. Потому выводом, логическим выводом из того, что мы слышим сегодня в Евангелии, должно быть наше стремление войти в радость Господа своего. И пусть, напоминая о том, что наше место не будет пустым, будет стимулом нашей жизни. Чтобы претерпев, превозмогая все свои отделяющие от Господа причины, могли прийти и соединится с Ним в таинстве Божественной Евхаристии».