«Если мы выйдем на улицу наших городов, то не так часто встретим людей, которые радуются. Как правило, это даже замечают даже люди, которые даже не вдаются в изучение психологических подробностей в обществе, они замечают, что очень значительная часть наших людей находятся в состоянии грусти. Так что же такое грусть? Грусть — это естественное состояние, противоположное радости, и возникает оно тогда, когда у человека возникает чувство неудовлетворённости своей семьей.
Мы сегодня слушали Евангелие перед Литургией, где Господь приглашает всех в свою радость: пир, торжество. Люди, принявшие приглашение, а именно так было в Палестине в древнееврейском народе, когда хозяин созывал пир, он заблаговременно посылал своих слуг, чтобы известили об этом. И люди, которых приглашали, давали согласие прийти на это пир, а затем наступало время пира и господин, хозяин снова посылал своих слуг, чтобы они известили, что все готово и можно приходить. Так вот не пришли на пир Господа те, кто был извещен и подтвердил свое согласие, что он придет. Именно поэтому так хозяин и разгневался. Почему же они не пришли порадоваться со своим другом, братом, господином, хозяином? Почему отказались от этой чести? Неужели были какие-то непреодолимые препятствия, которые мешали этим людям войти в радость Господа своего? Если вы посмотрите на то, что излагает святой апостол Лука на странице Евангелия, то увидите, что не скорби, не болезни, не стихийные бедствия, не войны — ничто не мешало этим людям прийти на пир, войти в радость Господа. А что же им мешало? Одному — что он купил земли и должен заниматься бизнесом на этих землях, как сказали бы сейчас. Другому помешали волы, которых он приобрел, и он должен был заниматься теми новшествами, которые пришли в его в жизнь, для того, чтобы лучше и больше возделывать свои угодья. А если перевести на современный наш язык, то заботы мира сего со всею красотою и привлекательностью. А третью казалось, самую благовидную причину, чтобы отказаться и не прийти — он женился. Это уж причина была настолько уважительной, что в иудейском обществе даже от армии, от воинской повинности людей на год освобождали. Если человек женился, он должен быть в своей семье и заниматься своими делами. И вот этим причины, казалось бы, которые должны были послужить радостью — лишают людей подлинной радости.
Если мы посмотрим Священную историю от самых древних времен, то подлинной радости человек был лишен, когда согрешил пред Господом и когда был удален из Рая от очей Божьих. Привыкший общаться с Богом, привыкший общаться с ним лицом к лицу, человек потерял возможность общения. Утратил ее, и тогда он начинает искать новые средства, чтобы восполнить в себе это чувство радости. Через музыку, через стихи, через искусство он пытается восполнить то, что утерял н когда в Раю. И как бы изощренно тонко человек не пытался это сделать, подходя к венцам и величию тех искусств, которых он приобретал в своей жизни, он все равно не мог ощутить полноты радости, потому что был лишён Богообщения. А если мы посмотрим на наших новомучеников и исповедников Российских — совсем недавних людей, которые жили перед нами. Пресвитеры, которые претерпевали страшные мучения, гонения и ссылки — они даже в этих моментах не теряли чувство этой радости.
Я часто вспоминаю слова приснопамятного архимандрита Иоанна Крестьянкина, который говорил, что большей радости в молитве не испытывал никогда, чем во времена ссылки и гонения. Значит, не внешние обстоятельства, благополучные или не благополучные, могут давать человеку радость в жизни. Не экономические достижения, не успехи во внутренней или внешней политике, не достижения науки и не прибыль бизнеса делают людей счастливыми. Это лишь внешние дополнения человеческой жизни. А делает человека радостным прежде всего общение с Богом и общение друг с другом. Потому что общаясь друг с другом, особенно в молитве, в Евхаристии, мы приобретаем своих братьев. И через подобное себе видим нечто подобное, открывая в человеке Образ Божий и его величие. Потому, когда мы говорим о радости нашей жизни, мы должны очень четко отдавать себе отчет, что подлинная радость — следствие, которое является мир сердечный и успокоение возможно только в Боге. И если Господь приглашает нас войти в радость свою, прийти на его пир, который есть трапеза Божия — Божественная Евхаристия, то нет другого предлога благополучного или неблагополучного, который мог быть препятствием нашего общения с Богом и нашего общения друг с другом в таинстве святейшей Евхаристии.
Человек, который причащается таинством Христовым, опытно знает и может свидетельствовать, что каждый раз после принятия святых Христовых Таин, он выходит из храма не таким, каким он был. Выходит внутреннее преображённым, очищенным, изменённым. И многие люди говорят, что испытывают радость, когда готовы расцеловать каждого встречного, кого бы они знали и не знали. Даже тех людей, которые относятся к ним неуважительно, а иногда оскорбляют их. Вот эта радость, которая исходит от Господа — она укрепляет наше сердце и дает нам силы жить и общаться, трудится и совершать то служение, на которое поставил нас Господь. Потому выводом, логическим выводом из того, что мы слышим сегодня в Евангелии, должно быть наше стремление войти в радость Господа своего. И пусть, напоминая о том, что наше место не будет пустым, будет стимулом нашей жизни. Чтобы претерпев, превозмогая все свои отделяющие от Господа причины, могли прийти и соединится с Ним в таинстве Божественной Евхаристии».