Слово по окончании Божественной литургии в Неделю о блудном сыне в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю о блудном сыне в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
12 февраля 2017 660

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Приветствую вас с воскресным днем, мои дорогие отцы, братья и сестры, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин! Сегодня вторая подготовительная Неделя к Великому посту, именуемая Неделей о блудном сыне. Перед началом постного поприща Церковь предлагает нам примеры для духовного размышления. В прошедший воскресный день мы с вами слышали из уст Спасителя притчу о мытаре и фарисее, а сегодня Господь дает нам другую. Мы все ее хорошо знаем, это притча о блудном сыне – о неблагополучии в семье и его последствиях.

Думаю, что не стоит пересказывать эту притчу, мы все прекрасно знаем, что в одной благополучной зажиточной семье, не имевшей ни в чем недостатка, произошла трагедия. В этой семье росли два сына, помощники родителю, на которых он возлагал упование. Но вот младший сын приходит к отцу и требует отдать причитающуюся ему часть наследства, потому что считает себя уже достаточно взрослым, способным если не зарабатывать деньги, то во всяком случае тратить их. Он знает, что после смерти отца ему подобает некая часть, и вот сын приходит и у живого отца просит эту часть. Я не думаю, что это был хорошо обдуманный план, вероятнее всего – неосознанный порыв эмоций. Владыка Антоний Сурожский, размышляя над словами сына, обращенными к отцу, говорит следующее: «Сказанное можно истолковать так: „Я знаю, что когда ты умрешь, часть нажитых тобою средств будет принадлежать мне. Я не хочу и не могу ждать твоей смерти. Живи как хочешь и сколько хочешь, но часть, причитающуюся мне по праву, отдай. Я уже готов ее потратить. Я не могу более ждать удовольствий, которые я могу вкусить после твоей смерти на твои деньги, я готов это делать сейчас“.

Если так истолковать сказанное сыном, то человеческое сердце наполнит ужас. Становится страшно от этих слов, потому что они – святотатство. Сын восстает на отца своего, и он ничего ему не говорит, но отдает просимую часть наследства и отпускает. Не было ни судов, ни скандалов: отец просто отдает и отпускает. Трудно представить, в каком духовном состоянии пребывал отец, что происходило у него в сердце, когда он видел сына, удаляющегося от родного дома. Он не о деньгах жалел, но понимал, что отпускает сына на верную погибель, и не знал, возвратится сын или нет. Отец понимал, что человек, сказавший такие слова, уже погиб для жизни, мертвое окаменелое нечувствие овладело им.

Такое не могло произойти одномоментно, значит, было нечто, что послужило такой перемене в чувствах сына. Если мы посмотрим на свои семьи, то сможем обнаружить подобные примеры. Часто дети бывают абсолютно равнодушны к своим родителям. Именно поэтому эту притчу и приводит Господь: почти в каждой семье происходит такое явление, которое мы называем псевдовзрослением, когда человек становится как бы взрослым, но необдуманно принимает такие решения, которые ставят его жизнь на грань, повергают его в жалкое состояние.

Логика человеческой жизни и законы бытия, установленные Богом, поставили все на свое место. Итак, деньги сыном растрачены, друзья оставили его, без средств он оказался никому не нужным, и вот он уже пасет свиней и питается с ними, но и этой пищи недостает. Голод побуждает задуматься о смысле своей жизни. Видимо, не все умерло в этом человеке, наверное, голос Божий проник в его сердце и побудил не идти в другую страну, не искать иной работы, но вернуться домой и попросить у отца прощения. Ведь где бы он ни был и в каком бы состоянии не находился, у отца будет лучше, чем на чужбине, с равнодушными к нему людьми.

Сын находит в себе силы вернуться к отцу. Да, на это нужны силы, огромные внутренние силы нужно найти для того, чтобы вернуться туда, где ты некогда повел себя неправильно, где ты согрешил. Я думаю, что каждый человек, который возвращается для покаяния, знает, сколько на это нужно сил.

Этой притчей Господь открывает нам всю радость покаяния, прощения и новой встречи. Сын был мертв и воскрес, погибал и нашел силы подняться, восстановил потерянное, а щедрый отец возвращает его в то состояние, которое он утратил, дает вспомнить радость детства, счастье юности до его греха, до его падения, наделяет его своей любовью.

Какой замечательный пример для нас! Мы, Церковь Божия, — такая же семья, как та евангельская, которую Господь описывает в притче о блудном сыне. Мы так же поступаем с Отцом нашим Небесным, мы так же требуем, просим подать нам всевозможные блага: «Дай нам Твою любовь, милость, здоровье силы и так далее». Сколько мы просим у Бога?! И получаем! А дальше? Затем мы так же, как блудный сын, тратим все на чужбине и становимся никому не нужны. Один только выход есть: возвратиться к Тому, Кто нас действительно любит, Кто нас действительно ждет.

Эти мысли предлагает нам Церковь, готовя нас к поприщу Великого поста, указывая нам на то, сколь тяжел путь покаяния и сколь велика радость обретения Бога. Пусть же время святого Великого поста наполнит нашу жизнь покаянным подвигом и исполнит сердце наше радостью обретения Бога, простившего и благословившего нас. Аминь».