Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери в Свято-Иверском женском монастыре Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери в Свято-Иверском женском монастыре Ростова-на-Дону
25 февраля 2017 468

«Всечестная матушка настоятельница, дорогие сестры, братья, дорогие прихожане и паломники, всех вас приветствую в престольный праздник в честь Иверской иконы Божией Матери!

Святая обитель исторически закладывалась в честь святителя Алексия Московского, имя которого носил цесаревич Алексей Николаевич. В предании говорится о том, что во время путешествия с Кавказских минеральных вод государь император вместе с наследником посетил эту обитель, так как она была связана с именем небесного покровителя наследника царского престола.

Для меня всегда является большой радостью быть в этой обители и видеть, как она развивается. Монастырь прославился количеством сестер и своей благоукрашенностью благодаря усилиям матушки-игумении, сестер, духовенства, добрых людей, благотворителей, трудников и паломников. Сюда прибывает множество людей из разных уголков страны для того, чтобы помолиться и насладиться духом этой обители. Это действительно духовный остров среди бушующего моря такого многолюдного города Ростова-на-Дону.

Я думаю, что неслучайно мы сегодня пришли на этот духовный остров накануне Великого поста и обращаемся к Божией Матери словами акафиста: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!»

Каждая икона Божией Матери имеет свое название, но оно лишь в какой-то мере отображает всю полноту божественного дара, которым Господь щедро наделил Свою Пречистую Матерь. Действительно, как мы можем сказать, какая Она, Пречистая Богородица? Мы называем Ее Матушкой, Заступницей рода христианского, мы обращаемся к Ней как к Скоропослушнице, Путеводительнице, как к великой игумении, первой монахине. Вспоминаются удивительные слова гимнотворца: «Как я назову Тебя, Пречистая? Какое мне слово найти, чтобы описать все то, что Ты являешь нам?». Сегодня мы говорим, что Пресвятая Богородица отверзает верным людям врата Царства Небесного. Конечно, это образ! Никаких врат в Царство Небесное нет и никто в них не стоит. Эта метафора необходима для того, чтобы хоть как-то человеческому рассудку объяснить, что будет там, в Царстве Божием, чтобы человек земной мог приблизиться к пониманию небесных истин.

Сегодня Церковь, называя Пресвятую Богородицу Вратарницей, отверзающей нам врата Царства Небесного, указывает, какой великой силой обладает молитва Пречистой Богоматери. Неслучайно в этом году праздник в честь Иверской иконы Божией Матери стоит пред вратами Святого Великого поста. И у врат, встречающих нас на постном поприще, стоит Пречистая, ожидающая нашего покаяния, исправления, нашей добродетельной жизни.

Мы сейчас живем в страшное и опасное время. В период политической напряженности, враждебности между людьми. Это время очень коварно и соблазнительно для духовной жизни каждого человека. Нам иногда приходится слышать слова, которые могут поразить нас. Некоторые люди говорят о себе так: «Я православный христианин, но в Бога не верю», или: «Я христианин, но в церковь не хожу». Чаще всего так заявляют люди, которые именуют себя высокообразованными, культурными, интеллигентными и светскими представителями нашего общества. На самом же деле русская культура не представляет своего существования без христианских корней. Что же это такое? Духовное помрачение? Слова «Я христианин, но в Бога не верю», равносильны «Я человек, но у меня головы нет». Все это свидетельство духовного и умственного помрачения, которое происходит в нашем обществе.

Для того, чтобы разобраться во всей чуши, которую люди читают в газетах и слышат по радио, человеку необходим точный критерий, который поможет отсортировать правду от лжи, зло от добра или клевету от подлинных фактов. Таким ориентиром служит пост, духовное рассуждение, когда мы объясняем происходящее в нашей жизни не домыслами из своей головы, а пытаемся это соединить с историей, которая является неотъемлемой частью нашей жизни и духовной традиции, в которой мы пребываем.

Только Священное Писание и Церковь могут дать адекватную оценку всему, а происходит так, потому что перед Светом Божиим ничего не таится, все открывает свое подлинное лицо.

Пречистая Богоматерь, призывая нас в Царство Божие, напоминает нам о сохранении верности. Кому же мы должны ее сохранить? Каждый православный христианин должен сохранить верность Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви, которая берет свое начало от Христа Спасителя. Он и основал эту Святую обитель, которую заповедал хранить и возделывать святым апостолам и епископам.

В наше время стало модным критиковать духовенство. Вероятнее всего, что не во всем, но во многом эта критика имеет место. И когда нас порицают, я говорю, Слава Богу, что так, это означает, что мы находимся в поле зрения и нам надо исправляться. Меня интересует еще один вопрос, почему же молчат православные христиане, когда Мать Церковь грязью поливают? Это очень сложный вопрос — не о терпении и смирении, а о безразличии к Храму Господню в христианской душе.

Все, что происходит вокруг, должно иметь ответ. Я хочу коснуться животрепещущей темы экстремизма. Сейчас все борются с ним и с террористами в том числе, чаще всего им приписывают религиозные символы, но эта борьба с верхушкой айсберга, а все, что находится, внутри, почти никого не волнует.

Почему мусульмане так остро реагируют на все происходящие? Да потому что позорят их религиозные символы! Из-за чего разгромили редакцию журнала «Шарли»? По той причине, что они опубликовали карикатуру на Пророка Мухаммеда, и, естественно, последовала незамедлительная реакция.

Я всегда привожу пример, когда идет супружеская пара и какой-то негодяй начинает оскорблять жену. Какой бы муж не был, пусть он не обладает какими-то физическими силами, но он всегда вступится за свою супругу, защищая тем самым не только ее честь, но и самое святое чувство любви, которое в нем живет.

Поэтому когда оскорбляют любовь к человеку и любовь Божию или религиозные символы, не надо задавать себе вопрос, почему возникает такая острая реакция.

Я, конечно же, не призываю сейчас ответить на все провокации, но я говорю вам о том, насколько надо быть внимательными к тому, что творится в нашей собственной душе. Происходит ли отторжение того, что нам предлагают или, наоборот, идет процесс соглашательства. Насколько же мы православные христиане, если всю эту клевету принимает в свой ум, сердце и душу, не пытаясь оградить себя от тех людей, которые поносят наши национальные святыни. Если же мы соглашаемся со всем дурным, то о каком отворении врат в Царство Божие мы можем говорить? Ведь там стоит Пречистая Богоматерь, готовая открыть эти врата только тем, кто сохранил и не порушил свою верность Святой Церкви.

Пусть же Господь, призывающий нас к покаянию и изменению жизни, дарует нам твердость в стоянии за нашу православную веру, святоотеческие традиции и за соблюдение чистоты и величия нашей Матери Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, с тем, чтоб никакая скверна не коснулась нашего сердца и не проникла в наше сознание, дабы не потерять нам верность к Господу и за это не лишится Царства Божия».