Слово по окончании Божественной литургии в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания) в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания) в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
26 февраля 2017 582

Вот и настал воскресный день, который предваряет начало святого Великого поста. На протяжении нескольких недель Матерь Церковь готовила нас к истинному постному подвигу, напоминая, что пост – это, прежде всего, духовное делание, исправление своей жизни, покаяние, признание своего собственного недостоинства, сокрушение сердечное.

Сегодня Церковь вспоминает Адамово изгнание. Почему же именно этот сюжет предлагает Святая Церковь для нашего размышления в этот воскресный день? Мы начинаем пост с воспоминания грехопадения, а заканчиваем его приобщением к великой спасительной тайне Христова Воскресения. Если мы знаем, к чему стремиться, то мы должны так же хорошо понимать, что мы потеряли через наших Праотцев и как это во сто крат больше восполнил Своим Воскресением Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Есть еще один повод вспомнить об Адамовом изгнании и о том, как наши Праотцы утеряли рай. Он был не просто Эдемским садом, а тем местом, где они жили беззаботно, не имея никакой печали или скорби. Этот сад был местом встречи человека с Богом. Через грех человек утратил возможность личного общения с Господом, он разорвал связь с ним, которая дарила блаженство вечной жизни.

Что же на самом деле произошло и легло в основу такого разрыва Бога и человека? Неужели только то, что его жена Ева, прельщенная дьяволом, вкусила плод древа познания добра и зла, который являлся символом взаимоотношений Бога и человека? Конечно же, Господу не было жаль плодов, все было дано человеку! Но человек должен был хранить верность Богу, а символом этого духовного состояния был плод.

Ослушавшись Царя Небесного, человек соблазнился, и сердце его охватили греховные помышления, чувства и переживания, далекие от тех, что были даны ему Богом в раю.

Последствия нарушения верности были весьма печальными. Человек утратил вечную жизнь, приобрел скорби, но самое страшное лишение – это утрата богообщения. Через нарушение верности человек удалился от Бога, а не наоборот.

Что такое пост? Есть некоторые вещи, которые являются символами нашего внутреннего состояния. Воздержание от скоромной пищи вовсе не является символом поста. Можно сколько угодно говорить о том, что человек духовно совершенствуется, но если он не держит поста телесного, то, конечно, нельзя сказать о том, что этот пост полноценный и правильный. Примером тому Церковь нам ставит Праотцев Адама и Еву, которые через нарушение символа верности Богу утеряли все.

Церковь напоминает нам через воспоминание Адамова изгнания о необходимости покаяния при обращении к Господу, об исправлении своей духовной жизни и о некоторых символах нашей верности Всевышнему.

Верность важна не только в богочеловеческих отношениях, но и личных. Известно множество примеров, когда люди заключают брак, но спустя некоторое время жены с детьми уходят из семей, теряют связь внутреннюю и духовную, которая освящается и созидается Богом в Таинстве Венчания.

Существуют символы верности, одним из них у супругов является ношение обручального кольца. Когда человек снимает это кольцо, он отрекается от символа верности. Символ верности священнослужителя – ношение священных одежд, таких как подрясник, ряса и священный крест. Когда он снимает эти одежды, он удаляется от символа верности Господу и нарушает ее. Можно привести еще много примеров, но главное понимать, что пост телесный является одним из символов нашей верности. Конечно, он является дополнением и к внутренней, глубинной работе над собой с помощью Божией, при помощи духовника и священника, через чтение святых отцов и размышления о своей жизни. Поэтому, друзья мои, вспоминая сегодня страшное событие в истории человечества – изгнание Адама из рая и горькую утрату райского общения с Богом — будем просить Господа, чтобы Он и в малом — в символах — помог нам хранить верность Ему.

В момент того, как потянется наша рука к какой-нибудь скоромной пищи, надо вспомнить о том, как рука Евы взяла запретный плод, который являлся символом верности Богу. Не будем забывать и последствия этого нарушения.

Пусть в дни, когда мы жаждем духовного исправления и обновления не будет в нас нарушения верности Господу.