Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь Иверской ионы Божией Матери в Свято-Иверском женском монастыре г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день празднования в честь Иверской ионы Божией Матери в Свято-Иверском женском монастыре г. Ростова-на-Дону
26 октября 2012 374

«Дорогая матушка настоятельница, сестры святой обители, братья и сестры! Всех вас приветствую с праздником в честь Иверской иконы Божией Матери. Когда мы совершаем чествование иконы Божией Матери, мы возвращаемся к некоторым страницам, явлениям, к благодатной силе Царицы Небесной – через Ее святые иконы. Мы знаем, как в пределы Святой горы Афон была чудесным образом волнами принесена икона Божией Матери, как она была поставлена над вратами обители и охраняла (и поныне охраняет) святую обитель от врагов внешних и внутренних. Она действительно является Вратарницей. Но когда мы говорим, что Матерь Божия отверзает нам Врата Райские (как пишется в акафисте), мы, конечно, подразумеваем не только нахождение Образа Божией Матери вратами обители или в пределах града. Мы говорим о том, что Царица Небесная являет Свое дивное заступничество и мудрое водительство нас в Царство Божие. Она является Молитвенницей, Наставницей, прежде всего, образом Своего служения. И потому не случайно каждый раз, когда мы совершаем чествование иконы Божией Матери, мы читаем послание к Филиппийцам. Апостол Павел учит не только филиппийцев, но и нас, как войти в это Царствие, как достичь того, чтобы его Врата были для нас открытыми. И основной способ достижения Царства Божия, – говорит апостол, – это отречение от тщеславия и от самого себя. И приводит нам самый яркий пример Священной Истории, истории человечества – Образ Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В этом послании, как мы знаем, приведены Слова Господа, Который говорит апостолам: «не хищением непщева еже быти равен Богу». Что же это за слова такие? Нужно ли апостолу говорить о том, что Господь Иисус Христос равен Богу? Да, действительно нужно. Для того чтобы подчеркнуть великий образ Служения Спасителя, Который принял образ человека, образ раба, быв подобным нам во всем, кроме греха. Он как бы отложил Свое Божество, Свою Божественную природу в сторону, Он не стал ее демонстрировать, использовать, зная, что это достоинство не может быть уничижено ничем, никаким образом смирения высокого. Он показал нам образ послушания Своему Отцу, как говорит апостол, «даже до смерти».
Часто в нашей жизни мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть на самом деле. Мы демонстрируем свое превосходство в семье, на работе, в государстве, в обществе, – где только можно показать себя лучше, чем мы есть на самом деле, мы не преминем это сделать. А Господь сделал по-другому, Он не стал демонстрировать Свое преимущество перед людьми, Он стал таким же, как люди, дабы подобным подобное взыскать. Особенно это важно для тех, кто подвизается в обители. Нужно отложить любомудрствование, тщеславие и жить по слову апостольскому, заботясь о потребе других, потому что другие, живя по этому же слову, будут заботиться о твоей потребе. В этом и есть великая сила спасения, Премудрость Божия. Потому что, как говорят святые отцы, «Господь Иисус Христос во Плоти Человеческой через Образ Своего смирения проявил Свое Божество». Апостол учит, что мы последователи Христовы, а это значит, что и в нашей плоти, жизни, и в нашем человечестве, – мы можем проявлять Божество! Бог будет действовать через нас, потому что мы созданы по Образу Божьему. И эти Божественные качества нашего высокого призвания, Богосыновства, по Благодати Божией, будут проявляться не через то, что мы показываем себя лучше и умнее других, но через образ нашего служения, самоотречения, образ служения другим людям и послушания Воле Божией. Вот, что значат эти слова святого апостола. И поэтому не случайно Церковь Христова приводит их в каждый праздник в честь Пресвятой Богородицы, когда мы вспоминаем Божию Матерь. Потому что Она Первая Последовательница Сына Своего, Высшая Херувимов, Славнейшая без сравнения Серафим, превыше небесных сил. Почему? Чем Она Славнейшая? Образом своего смирения и служения. И потому, когда мы умоляем Царицу Небесную открыть нам, здесь на земле сущим, Врата Царства Божия, мы должны просить открыть нам образ смирения нашего и послушания Слову Божиему и Церкви своей. Пусть же Царица Небесная, Предстательствующая перед Престолом Божиим о том, чтобы мы стали сонаследниками Его Царства, вошли в радость и Любовь Господа Воскресшего, – будет укреплять нас в христианском служении, в нашей жертвенной любви к другим людям, к Отечеству и в нашей жизни».