Слово по окончании Божественной литургии в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, в храме Успения Божией Матери в Вешняках

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, в храме Успения Божией Матери в Вешняках
16 июля 2017 876

«Сердечно приветствую вас, дорогие отцы, братия и сёстры, с этим воскресным днём.

Сегодня мы с вами слышали удивительное по своей силе евангельское повествование, которое передаёт нам святой Апостол и Евангелист Матфей. Господь пришёл в город Капернаум, в котором Он много проповедовал, трудился и исцелял страждущих. И конечно, слава о Нём в этом городе была неимоверна велика. Придя в него, к Господу несколько человек принесли на носилках парализованного человека. Вероятнее всего, он лежал долгое время, и врачи и целители не могли помочь ему. Люди, движимые любовью к своему другу, предпринимают отчаянную попытку – они полагают его на носилки и приносят ко Господу с просьбой исцелить его. Господь, видя веру их, обратился к расслабленному человеку, и сказал: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), – чем, безусловно, вызвал ропот многих иудеев и книжников, которые считали, что Иисус Христос, как человек, не может прощать грехи, потому что только Бог мог прощать грехи. А если кто-то , даже самый великий проповедник, говорил эти слова, то он посягал на власть Божию, было преступлением и каралось смертью. Но человек, услышав эти слова, встал. Все были в полном недоумении, потому что в иудейском обществе грех и болезнь были неразрывно связанны понятийно. Если человек болел – значит он был грешником, если он страдал – значит это следствие его греха. И, соответственно, если проповедник Иисус простил грехи и человек встал – значит грехи ему были действительно прощены, и он освободился тем самым от своей болезни.

Конечно, в уме этих людей все увиденное не могло уложиться в единую, целостную систему. Тогда Господь, обратившись к книжникам, сказал: «А что проще сказать – «прощаются тебе грехи» твои или «встань, возьми постель свою и иди» (Мф. 9:5)?» Сказать и то, и другое, одинаково легко. Но Господь прощает грехи с властью и силой, и говорит: «Я сказал это только для того, что бы вы знали, что Сын Человеческий может прощать грехи» (Мф. 9:6). И, обратившись к расслабленному, сказал: «Возьми постель твою и иди». Тот встал, забрал носилки и ушел (Мф. 9:7).

Вот такое повествование, в котором мы не знаем никаких имен, кроме одного – Господа Иисуса. Мы не знаем имени расслабленного человека, мы не знаем как он жил, мы не знаем, как он заболел и сколько лет провёл в этой болезни; мы не знаем имена его друзей, которые подняли труд, принеся своего друга пред Господом. Но мы знаем великую цену этого труда любви и дружбы, когда одни люди ради другого человека могут предпринимать совершенно отчаянные попытки, дабы изменить коренным образом его жизнь. Можно предположить, что этот расслабленный человек говорил им или жестами показывал не трогать его, не беспокоить, потому что уже столько сил было потрачено, а исцеление не наступало. Но они вопреки его возможному нежеланию принесли его к Господу. И Бог не мог не увидеть их веры.

Очень часто, дорогие мои друзья, бывает и в нашей жизни так, что рядом с человеком верующим есть люди неверующие, которые не могут понять смысла христианской жизни и тех благотворных изменений, которые происходят в человеческой душе под действием Святого Духа, не могут осознать тех перемен духовного перерождения, которые происходят в сердце и человеческой жизни. Но верующий, не научая, не наставляя, не заставляя уж тем паче, должен сделать так, чтобы его неверующий брат пришел перед лицо Божие. Человека невозможно заставить верить, даже научить вере невозможно, можно лишь показать свою праведную или грешную жизнь. Но привести человека перед лицо Божие может каждый христианин. А дальше происходит то, что мы видим – вступает в силу и действует человеческая вера, на которую Господь отвечает своей божественной силой, изменяя человеческую жизнь, и делая человека из расслабленного — в полного сил и духовного здоровья.

Поэтому дружба, о которой мы говорим, это не просто хорошее, доброе, тёплое отношение, когда люди ходят друг к другу в гости, поздравляют с праздниками, не только, когда можно поехать отдохнуть куда-то вместе. Дружба – это сила веры и любви между людьми, которая способствует их духовному обогащению, оздоровлению, и, в конечном итоге, их благу.»