По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяАрхипастырьПроповедиСлово по окончании Божественной литургии в криптовом храме Сорока Севастийских мучеников Свято-Георгиевского прихода в день памяти мученика Иоанна Воина

Слово по окончании Божественной литургии в криптовом храме Сорока Севастийских мучеников Свято-Георгиевского прихода в день памяти мученика Иоанна Воина

Слово по окончании Божественной литургии в криптовом храме Сорока Севастийских мучеников Свято-Георгиевского прихода в день памяти мученика Иоанна Воина
  1  фотография
0 видео

«Ваше Высокопреподобие и Преподобия, всечестные отцы, братья и сестры, приветствую здесь всех вас, собравшихся для молитвы, с престольным праздником святого мученика Иоанна Воина!

Благодарю вас, отец настоятель, за добрые слова в мой адрес, которые вы сказали. Сеяние, о котором вы говорили, это очень важное делание. Мало посеять, мало ухаживать, мало смотреть за ним — мы хорошо знаем, насколько важны погодные условия для хорошего урожая. Я говорю иносказательно и надеюсь, что вы понимаете, что я имею в виду. Это очень трудное дело, и оно требует от нас всецелой отдачи.

Сегодня мы поминаем святого мученика Иоанна Воина, который пострадал в IV веке. У нас нет достоверных сведений, а лишь только косвенные о том, что он был замучен и обезглавлен. Но мы знаем, что, будучи воином языческого императора и христианином, он помогал другим верующим: кого-то он отпускал, кого-то предупреждал и давал милостыню. В конце концов, когда император узнал о его трудах и помощи христианам, то заключил Иоанна в темницу. Лишь смерть нечестивого императора освободила мученика Иоанна от казни. Мы называем его мучеником не только потому, что есть косвенные указания на то, что он был умерщвлен, но и потому, что этот человек в течение нескольких лет, находясь в заточении за праведное дело, каждый день ждал жестокой казни и претерпевал ужасные духовные мучения. Но и после своего освобождения из темницы святой воин Иоанн продолжал помогать нищим, обездоленным, сиротам и всем людям, которые нуждались в его помощи. Вся его жизнь была каждодневным подвигом.

Сегодня за Литургией мы услышали Евангелие, которое читается каждый раз в память мучеников: «И Господь Сказал им: „Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною“». Что значит отвергнуться от себя, мы понимаем. Это значит пренебречь собою и поставить свое «я» не в центр вселенной, а на подобающее место, в соответствии с образом нашей любви. А вот взять крест… В Вульгате – латинской Библии – есть одно слово, которое упущено при переводе в славянской Библии, и слово это «каждодневно». Если прочитать этот вариант Священного Писания, то он будет звучать так: возьми свой крест и ежедневно, или каждодневно, следуй за мной. Это слово, которое употреблено в латинской Библии, подтверждает все учение святых отцов Восточной Церкви.

Крестоношение – это не единое действие, это подвиг длиною во всю жизнь. Когда человек отрицается от себя, живет для других людей и жертвует собой для них, представляет себя хуже других и понимает, что все свои силы должен отдать для служения – это должно быть не один раз в жизни, а каждый день. Это значит взять свой каждодневный крест и следовать за Христом. В этом пути может нас укрепить только первый великий Крестоносец Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Мы будем изнемогать, может быть, не столько от тяжести креста, а от того, что будем чувствовать, как он лежит на наших плечах каждый день. И, если первое время, это будет радостное ношение, потом оно станет тяготить нас, мы будем пытаться сбросить с себя этот крест, освободиться от этого ига. Но лишь молитва, сила и действие Святого Духа будут в состоянии обновить наши духовные и физические силы. Эти слова касаются каждого из нас, и прежде всего, архипастырей и пастырей Церкви Христовой, которые добровольно исповедовали свое желание подобного служения.

Такое крестоношение означает нести свой крест каждодневно, отрицаясь от всего того, что может быть приятным и соблазнительным для нас. Я знаю, как большинство пастырей совершают этот подвиг. Когда по молодости своих лет, им иногда хочется какого-то вольного поведения или еще чего-то , но они говорят себе: я священник и не могу вести себя так, как мог бы другой человек, хотя все люди состоят из плоти и крови. Это говорят они и их жены – это тоже подвиг отрицания себя и следования за Христом. Никто за это не поблагодарит, но, как сказал один очень мудрый человек, «за неблагодарных Бог благодарит сам». Мы видим эти труды, когда молодые пастыри и пресвитеры, в юности своих лет взявшие на себя этот крест, очень быстро взрослеют и становятся мудрыми мужами и отцами, за советами которых приходят люди. Господь дает им разум совершать свой подвиг так, как велел Он своим ученикам, и это тоже есть великое чудо Божие в Церкви Христовой.

Пусть же святой мученик Иоанн Воин, которому Господь дал благодать помогать нам в скорбях, напастях, сердечных терзаниях, будет укреплением нашей жизни, чтобы наше следование за Христом было радостным и привело нас к единому благу – Царству Божию. Аминь».

181 просмотра