По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяАрхипастырьПроповедиСлово по окончании Божественной литургии в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания) в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Слово по окончании Божественной литургии в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания) в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Слово по окончании Божественной литургии в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания) в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
  1  фотография
0 видео

Дорогие мои отцы, братья и сестры, приветствую всех вас с воскресным днем, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!

Последнее воскресенье перед святым постом именуется воспоминанием Адамова изгнания. Почему же Церковь приводит этот пример накануне постного поприща, которое должно завершиться Славой Светлой Пасхи? Мы должны помнить о том, что потеряли, имея все то, что Бог нам дает. Какую радость богообщения имел первый человек! Он лицом к лицу беседовал с Господом, он наслаждался всей полнотой тех божественных дарований, которые Господь излил на него. Ему была дана свободная воля, а символом верности служило только одно условие: не вкушать плода от древа. Условно этот плод называется яблоком, но мы не знаем наверняка. Это был символ того, что человек помнит о Боге, не нарушает закон любви Божией. А исполнением этого закона было творение всего мира и человека.

И вот человек, наделенный божественными качествами, начинает употреблять эти дарования не к славе Божией, не к исполнению заповедей Божиих, установленных Господом законов, но использует их лукаво, и даже мысль закрадывается в нем — стать как Бог. Безусловно, этот помысл был вселен в человеческое сердце врагом нашего спасения, диаволом, но человек принял его и начал жить с ним, мысль же эта разъедала его душу. Были заброшены все мысли и дела, которые Бог установил человеку, ему было не до богообщения, то есть не до молитвы, было не до того мира окружающего, который Бог повелел возделывать человеку. Все его естество было занято только одним: стать как Бог и средства для этого были найдены. Человек воспринял шепот змея и нарушил заповедь. И потерял все – все, что было ему дано Богом.

Мы вспоминаем это событие и пытаемся посмотреть, а что же происходит в нашей жизни? А то же самое: Бог дает нам столько благ, Его любовь безмерно изливается на нас и самое высшее проявление божественной любви - Господь принимает нас в свое общение через Таинства Тела и Крови Христовых, освящает нашу жизнь, открывает нам врата Царства Божиего, дает нам возможность стать сынами и дочерьми Своими по благодати, как бы возвращая в прежнее райское блаженство, просит: «Не думайте о том, как стать Богами, думайте о том, как остаться людьми, сохранить в себе те великие дарования, которыми Я наделил вас, сохранить окружающий мир, Мною созданный».

То, что происходило тогда, может быть, не так явно, но происходит и сейчас – точно так же человек стремиться стать Богом, не употребляя при этом никаких духовных усилий, ищет не тот путь обожения, пытаясь узурпировать власть Бога, поставить себя на Его место, сместить Бога с Его престола.

Происходит это посредством человеческих страстей, подчиняясь которым человек думает, что становится свободным и обретает полноту власти, на самом деле теряя ее. Результат этой потери – наше полное духовное изнеможение, когда без помощи других людей и без прямого вмешательства Господа воскреснуть к жизни уже невозможно.

Это напоминание накануне святого поста Церковь предлагает нам не как однодневное, но касающееся всего постного поприща, чтобы мы имели побуждение размышлять о своей жизни, ценили то, что Бог дает нам, не растрачивали зря, но сохраняли, созидали свое целомудрие, свою целостность по крупицам, возрождали себя как чада Божии.

Сегодня мы унесем в сердце своем из храма эту память о трагических последствиях поступка первого человека и о великой милости, которую излил Господь на нас, дав нам Сына Своего единородного, чтобы верующие в Него имели жизнь вечную.

292 просмотра