Слово по окончании вечерни с чином прощения накануне Великого поста в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании вечерни с чином прощения накануне Великого поста в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
18 февраля 2018 480

Господь привел нас по Своей неизреченной милости к постным дням, давая добрые примеры для искреннего и сердечного осмысления нашего духовного состояния, обращая нас к глубокому смирению в молитве мытаря, историей блудного сына говоря о том, что нет времени позднего для возвращения к Отцу Своему, Который всегда примет нас с любовью, пророчеством Страшного суда напоминая нам о необходимости совершения добрых и благих дел ради Имени Христова, наконец, сегодня указывая нам на воздержание, обращение мыслей своих не к тому, чтобы стать Богом, но сохранить образ человеческий – тот образ, который Сам Господь даровал нам.

Когда мы переступаем порог, который называем вратами постного поприща, мы обращаемся друг к другу с простыми словами: «Простите меня и благословите!». И дай Бог всем нам услышать в ответ слова прощения, которые становятся для нас залогом того, что и Господь простит нас в этой жизни. Именно в такой момент человеком овладевает радостное и светлое чувство.

Чин прощения установлен Церковью с древнейших времен, начало ему положили святые отцы, которые в дни поста уходили в безлюдные пустыни и там, в безмолвии и молитве, проходили поприще поста, свидетелем которого был только Господь и святые Ангелы. Этих людей никто не мог осудить или восхвалить, весь свой труд и подвиг они переносили перед лицом Божиим.

Перед тем, как уйти в пустыню, они просили друг у друга прощения, и делали это не для того, чтобы показать достойный пример, а потому что никогда точно не знали, вернутся ли они обратно из пустыни, встретятся ли они вновь в дни Святой Пасхи или, может, Господь призовет их в Свои селения.

Если мы попытаемся представить себе то сердечное чувство, с которым святые отцы просили прощения друг у друга, то, наверное, наше с вами сердце содрогнется от величия этого всепрощающего подвига. Мы точно также с вами не знаем, кто из нас доживет до Пасхи и услышит победное песнопение в честь Воскресения Христова здесь – на земле, но, возможно, что кто-то услышит его уже не здесь, а в селениях вечных. Мы также должны попросить друг у друга прощения перед тем, как удалимся во внутреннюю пустыню своего постного делания.

Я очень хочу, чтобы наш пост был не напоказ, а стал внутренним сосредоточением, осмыслением своей жизни, покаянием в грехах и прощением, чтобы Господь благословил всех нас миром сердечным, без которого невозможны молитвы, доброделание и пост, как внешний, так и телесный.

Что толку поститься, если нет мира в сердце? Что толку не есть скоромную пищу, когда ты держишь зло на брата своего? Что толку от поста, если ты не можешь обратиться к Богу с чистым сердцем, умоляя Его о нисхождении к тебе? И потому, возлюбленные, я, как ваш архипастырь, должен первым подать пример такового прощения и прежде чем простить других, хочу испросить прощения у всех вас: «Простите меня за все, чем я по-человечески согрешил перед вами!»

Нет разных грехов, грехи у всех одинаковые: у иерея, у священника, мирянина, но мера ответственности за них разная, и у епископа она в стократ больше, чем у мирянина. Даже в Евхаристических молитвах, когда мы просим у Господа быть снисходительным и милостивым к нам, то просим о прощении наших грехов – пресвитеров и о людском невежестве, ведь мы знаем все и все равно согрешаем. Вот за это я прошу у всех вас прощения: «Простите меня ради Господа нашего Иисуса Христа и снабдите в этот пост святыми своими молитвами».