Слово перед началом заупокойного богослужения по первому священнослужителю Донской земли иерею Константину Верецкому, убиенному 100 лет назад в смутное время Гражданской войны

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом заупокойного богослужения по первому священнослужителю Донской земли иерею Константину Верецкому, убиенному 100 лет назад в смутное время Гражданской войны
23 февраля 2018 986

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня очень важный исторический день для всей Донской земли: сто лет назад было положено начало гонениям на духовенство. Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, одним из первых понес страшную участь, был зверски убит клирик храма Константин Верецкий.

Сегодня Церковь празднует память великомученика Феодора Тирона, который, будучи юношей, не стал обожествлять императора и приносить жертву языческим богам, тем самым отказавшись подчиняться воле императора Максимилиана и претерпев лютую смерть.

Мы, вспоминая святого великомученика Феодора и иерея Константина Верецкого, можем провести между ними параллель и сказать, что это люди одного сада – виноградника Христова. Отец Константин был родом из потомственной священнической семьи, закончил Екатеринославскую духовную семинарию, затем он работал законоучителем в школе и перед ним никогда не стояло вопроса, чему посвятить свою жизнь: он посвятил ее Богу. Сразу после того, как иерей Константин женился, он принял священный сан и в скором времени был определен в Донскую Всесвятскую церковь третьим священником. Люди, которые знали отца Константина, говорили о том, что это был очень светлый человек, его любил народ, он был душой прихода, вокруг него всегда собирались люди и слушали слово священника. Отец Константин умел привлекать к себе людей словом Божиим и ни в чем не прегрешал против соей пастырской присяги, он был верен Закону Божию и закону своего государства.

Когда над нашим Отечеством нависла страшная беда большевистского переворота и власть не только сменялась, но претендовала на изменение уклада человеческой жизни — полное уничтожение традиций, отец Константин, будучи верен своей присяге, как и великомученик Феодор Тирон, отказался обожествлять все то, что к Богу никакого отношения не имело, и смело высказывался об этом.

Я не думаю, что он обладал даром прозорливости, но, будучи человеком грамотным, образованным, видя то, что происходит вокруг, он понимал, что вскоре все будет сметено с лица земли: могилы предков и святыни. Главное, что в тот момент надо было сохранить — сердце верным Господу, которое никому другому принадлежать не должно, и отец Константин оставался верен Богу до конца своих дней.

Священник, отслужив Божественную литургию, пришел домой, и в его квартиру ворвались красноармейцы. Понимая, что они пришли, чтобы убить его, он попрощался со своей многочисленной семьей: супругой, дочерью, родительницей и четырьмя детьми своего брата, которых он воспитывал, и мирно вышел навстречу своим гонителям и убийцам. Озверевшая толпа требовала расправы над священником, потому что его слово не давало им спокойно жить, как когда-то слово святого Иоанна Предтечи мешало царю Ироду нераздельно властвовать, угождать своей плоти и служащим ему людям, так и слово отца Константина было ненавистно для вновь пришедших правителей мира сего. Священник без суда и следствия, без вынесения какого-либо приговора, был зверски расстрелян на глазах у толпы и малолетней дочери, которая, видя, как убивают ее родителя, повредилась рассудком.

Мы никогда не должны забывать эти страницы нашей истории, особенно сейчас, казалось бы, в благополучное время, но на самом деле – это время духовной смуты, когда дух лукавый пытается любыми способами внести разделение в Церковь, начиная от внешних проявлений и заканчивая серьезными литургическими соблазнами. Мы должны не поддаваться этим искушениям и быть верны нашей традиции и Церкви, только наше единство, близость ко Христу, верность друг другу и, конечно, кровь праведников, таких как отец Константин, смогут сохранить Церковь от этих разделений.

Сегодня, в день столетия кончины иерея Константина Верецкого, мы совершаем молитву и верим в то, что Господь прославит его в лике святых новомученников и исповедников Русской Православной Церкви. И тогда мы будем не просто молиться за упокоение его души, как это делали наши предки, которые после кончины священнослужителя на месте его гибели построили часовню и каждый воскресный день совершали там поминовение иерея и всех тех, кто к тому времени обагрил своей кровью Донскую землю. Мы будем молиться о том, чтобы его предстательством Господь сохранил наше Отечество, народ и святую Церковь от соблазнов, расколов, междоусобиц и брани, и о том, чтобы люди были едиными и верными нашему христианскому долгу, а пресвитеры и архипастыри оставались преданны священнической присяге. Пусть светлый образ исповедника и мученика отца Константина будет нам добрым примером и утверждением в правом служении нашей жизни.