Слово по окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Патриаршем Вознесенском соборе г. Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Патриаршем Вознесенском соборе г. Новочеркасска
1 Апреля 2018 130

«Ваше Высокопреподобие и преподобия, всечестные отцы, братья-казаки, дорогие братья и сестры, всех вас сердечно приветствую с праздником Входа Господня в Иерусалим!

Закончилась Святая Четыредесятница, и мы вступаем через этот праздник в дни глубокой скорби, вспоминая страшные страдания и Животворящий Крест, которые Иисус Христос принял своей свободной волей, чтобы каждый из нас смог унаследовать Царство Небесное. Через эти страдания и печали, будучи безгрешным и неся на себе последствия греха, Господь разрушил печать греха, тем самым освободив людей от оков и тяжкого бремени, которое лежало на плечах у всего человеческого рода.

Апостол Павел говорит нам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Церковь указывает нам один путь – следование за Иисусом Христом, сопричастность Его жизни, не просто как к историческому факту, а как к реальности, данной Богом, в которой мы находимся под покровом Церкви.

Сегодня мы слышали Святое Евангелие о том, как Господь из Вифании, приветствуемый народом, торжественно вошел в Иерусалим. Нам кажется, что люди, которые вышли навстречу Спасителю, должны были видеть Его божественную славу, чувствовать присутствие особой божественной силы, исходящей от Христа. Люди ждали царя, и Господь вошел как царь, но не как завоеватель, а как смиренный и милостивый владыка. Но люди не ожидали видеть правителя таким, потом что человеку более свойственно видеть силу власти, нежели ее милость, любовь и справедливость.

Символично то, что Господь вошел в Иерусалим, воссев на осла. Мы видим в этом традицию древнего мира: царь-завоеватель, захватчик всегда торжественно въезжал в покоренное государство или город на белом коне и показывал свое превосходство над той властью, которая была в этой стране. А тот, кто приходил с мирным визитом, кротко въезжал в город на осле, показывая этим не силу своей власти, а силу доброго и любящего отношения к народу. Вот только люди ожидали другого – сильного и властного человека, который скажет, что нужно свергнуть римское владычество, поднимет народ на восстание, и которого они потом объявят царем. Но это не прозвучало, Господь лишь показал свою кротость и любовь. И, как оказалось, тому израильскому народу это было совершенно не нужно.

Позже, евангелист скажет о том, что большая часть людей пришла не встретить Христа, а чтобы своими глазами увидеть Лазаря, которого накануне в Вифании воскресил Господь.

Что же роднит нас с тем миром? Практически, все то же самое: мы точно так же гоняемся за внешним проявлением каких-то чудес, мы считаем, что власть должна быть силой, ломающей хребет всему, что ей противно. Но история говорит нам о том, что могут сломать хребет и самой власти. Власть должна быть сильной, уверенной, но укрепляться не физическим насилием, а силой любви и заботы о своем народе. А мы ждем некого диктатора, но сами не осознаем до конца того, о чем просим Господа. Мы просим внешних проявлений, прекрасных условий жизни, сытого и безбедного жития, а потом забываем и про саму власть и про того, кто дал нам все это…

Сегодняшнее Евангелие дает всем нам одну очень важную мысль о правильном целеполагании своих деяний. Если мы себе что-то ищем в жизни, нужно четко ответить на вопрос: для чего? И если эта цель – достижение временных благ и сытого образа жизни, то это – не та цель, к которой нужно стремиться, она не свойственна тем, кто идет за Христом, не является содержанием следования за Господом. Если мы хотим власти, то должны видеть в ней, прежде всего, любовь и заботу, а не силу оружия или внешнего превосходства. Если мы хотим быть со Христом, то не только с ветвями верб и пальм должны кричать: «Осанна!», но быть готовыми сораспяться Христу, понести свой жизненный крест, чтобы приняв своей свободной волей все то, что Бог определят нам в жизни, быть подобными божественному Страстотерпцу. Об этом всем нам напоминает сегодняшний исторический день и отрывок Священного Писания, который мы слушали за Божественной литургией.

Я молюсь о том, чтобы Господь сохранил нас всех в мире, и чтобы грядущие дни были не днями междоусобных распрей в погоне за пустым и ненужным, но были днями глубокого сердечного сосредоточения, чтобы духовно умирая со Христом, сходя с Ним в преисподнюю, мы вместе с Ним были бы свидетелями Его Светлого божественного Воскресения, Его жизнеутверждающей победы над смертью»