Слово по окончании Литургии в Великий Четверг в Ростовском кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Великий Четверг в Ростовском кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы
5 Апреля 2018 62

«Какие замечательные слова предлагает нам Церковь в отпусте сегодняшнего дня. В переводе на русский это будет звучать примерно так: „Господь показал нам самый добрый и надежный путь ко спасению — через смирение, когда умыл ноги своих учеников и апостолов“. Невозможно не поражаться подлинной, высочайшей добродетели смирения Христа, которая состоит не в том, чтобы склонить свою волю перед сильной и властной рукой, но в том, чтобы добровольно принять на себя подвиг служения другим.

В Евангелие мы слышали, что Господь говорил Своим ученикам на Тайной Вечери, после того как умыл им ноги: «Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, это сделал для вас, так и вы должны поступать с другими». Церковь называет этот путь смирения самым верным и надежным путем для нашего спасения.

Мы вспоминаем о добродетели смирения Господа перед лицом отсутствия такой, в большинстве своем, у каждого из нас. Мы не можем смириться, принять человеческую немощь такой, какая она есть, противимся ей, пытаемся удалить человека от себя и сделать жизнь свою просторнее и лучше. А на самом деле приобретаем еще более худшего поработителя в лице диавола или людей, послушных ему. Не приобретя навыков смирения в малом, мы оказываемся перед лицом новой опасности, с которой у нас не хватает сил мириться. И в таких случаях, как правило, человек ломается.

Помню, когда я был отроком, было неспокойное и тяжелое время расцвета эпохи социализма, и пойти в храм было очень непросто, власть и общество противились этому. В то время служителей Церкви Христовой пренебрежительно называли отщепенцами, их считали отверженными, юродивыми и ненужными обществу. Я до сих пор хорошо помню слова, сказанные мне в молодости, которые произнес замечательный протоиерей Валентин Мордасов: «Как хорошо, что ты с юности имеешь возможность принимать скорби в свою жизнь. Пока ты молод, ты научишься гнуться, но не ломаться, а если бы скорби пришли уже в зрелом возрасте, то они бы тебя сломили». Конечно, священник, скорее всего, имел ввиду мой отроческий, юный возраст, но ведь большинство христиан и мы, стоящие здесь, только начинаем свой путь к Богу, этот «возраст» для нас – отроческий. Поэтому понести самые малые скорби и искушения в своей жизни – это значит получить навык смирения, в малом испить Великую Чашу Христову. Это касается, прежде всего, нашей жизни.

Мы почему-то думаем, что христианство заключается в великих подвигах: в исповедничестве, мученичестве, отшельничестве. Христианство заключается в мелочах – во взаимоотношениях в семье, на работе, с нашими друзьями, близкими. Здесь, в мелочах, проявляется наше либо христианское, либо антихристианское поведение. Особенно сильно это видно сейчас – в дни Страстной седмицы, когда заканчивается пост и обостряется это чувство искушения. В это время важно сохранить мир и спокойствие в своем сердце, смириться перед другими людьми, и, увидев чужую немощь, вспомнить о своей.

На самом деле часто выходит так, что наша немощь оказывается намного больше, чем у тех, кого мы осуждали, но, несмотря на это, нас терпит Господь и другие люди. Ни в коем случае мы не должны отказываться от своего служения другим людям или пресекать общение с ними, но, по примеру божественного Учителя, должны пойти добрейшим путем – путем смирения. Смирить себя, сгладить все любовью, покрыть все добрым отношением, на язвительное слово — промолчать, а в ответ на укор одарить человека улыбкой и попросить прощения.

И вот, когда мы вспоминаем свои собственные немощи по отношению к другим людям, то важно вспомнить Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, который ученикам и даже предателю Иуде умывал ноги. Пусть же этот пример божественного смирения будет отзываться в нашем сердце, душе и жизни не только в помышлениях, но и в делах служения другим людям. Это приготовит нас к тому, чтобы быть причастниками Царства Божия здесь на земле. Аминь».