Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 37-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 37-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы
17 февраля 2013 833

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех Вас, дорогие братья и сестры, приветствую с воскресным днем, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. За Божественной литургией мы слышали особое повествование, которое передает только евангелист Лука. Повествование о том, как Господь проходил через город Иерихон. Когда мы читаем его строки, на наших устах возникает улыбка. Мы представляем себе эту картину, когда Господь идет через Иерихон, цветущий город. Его окружает множество людей, и один человек, очень маленького роста, все время пытается увидеть Господа. Но у него это не получается, потому что он слишком мал. Тогда этот человек предпринимает другую попытку – он перегоняет идущего Христа и залезает на дерево, чтобы хотя бы оттуда увидеть Господа. Этим человеком был не отрок и даже не юноша, и, конечно, он не был обделен умом. Этим человеком в Иерихоне был старший среди мытарей – сборщиков налогов. Этот человек, которого боялись, ненавидели, осуждали, презирали за образ его жизни, ищет встречи с Богом. Причем ищет так, что вызывает насмешки других людей, которые не понимают этой жажды встречи с Богом. Господь, видя этого всеми презираемого человека, так жадно ищущего встречи с Ним, обращается к нему по имени и говорит: «Закхей, слезай скорее с дерева, Я иду в твой дом, Мне подобает там быть». Войдя в дом к Закхею, Господь вызвал, конечно, шквал негодования среди народа, который знал, какой, далеко не добропорядочный, образ жизни ведет сборщик податей. Господь беседует с ним. Евангелист не передает, о чем состоялась эта беседа, какой она была, но, видимо, она была настолько сердечной и настолько коснулась сердца Закхея, что он встает перед Господом и говорит: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Так делали те, кто подпадал под статью Моисеева закона о том, что совершивший грабеж, должен был в четыре раза больше вернуть. Но это не только знак щедрости Закхея-мытаря, готового отдать в несколько раз больше. Это знак преобразившейся человеческой души, когда человек уже не во что не вменяет неправедно приобретенное богатство. Он отдает его тем, кого обидел, с кем неправедно поступил, принимая добровольное обнищание. Но это же является и его духовным обогащением, потому что Бог называет его сыном Авраамовым. Господь не говорит: «Ты был сыном Авраамовым». Он говорит: «Ты стал сыном Авраамовым, наследником праведным, потому что изменил свою жизнь». В заключении этой встречи Господь произносит слова о себе самом: «Ибо пришел Господь спасти погибших».

Это Евангелие читается в Церкви накануне особых недель, которые будут готовить нас к святому Великому посту. Настанут постные дни, мы будем читать Евангелие о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. Перед этими подготовительными неделями Церковь предлагает Евангелие о Закхее. Пример Закхея очень важен для нас. Господь говорит нам: «Я пришел взыскать и спасти погибшее». В славянском и русском языке слово «погибель» имеет совершенно определенное значение – некое окончательное суждение о человеке отверженном, может быть, даже проклятом. Но в евангельском контексте слово «погибельное» имеет другое значение, оно не так точно переведено на русский язык. В тексте Евангелия погибельное означает нечто, что находится не на своем месте. В этом смысле Господь, обретая Закхея как сына Авраамова, возвращает человека в то достоинство и в то состояние, в котором он должен находиться. Думая о состоянии Закхея-мытаря, мы должны подумать о том состоянии, в котором сами находимся. На правильном ли месте в своей жизни мы пребываем? Или, может быть, наше пребывание таково, что нас нужно возвращать на свое место? Как определить, правильное ли место мы занимаем? Христианин определяет все в своей жизни одним единым мерилом и критерием – Господом и Спасителем Иисусом Христом. Если человек находится во взаимосвязи с Богом – он находится на правильном месте. Как только эта связь рушится, человек теряет то место, которое Богом ему определено, и уходит в сторону. Последствия пребывания не на своем месте весьма печальны в человеческой жизни. Из обычной нашей жизни можно привести пример: когда корабль принимает груз, то погрузка совершается в соответствии с определенными правилами. Груз закрепляется таким образом, что он становится неподвижным, и центр тяжести располагается таким образом, что не мешает кораблю осуществлять свое плавание. Но если теряется эта связь груза и палубы, и груз смещается в сторону, корабль дает крен и переворачивается. Вот что значит связь, установленная, определенная законами физики. Но есть и духовные законы, которые определяют местоположение человека в обществе людей и в присутствии Божием. Единственная связь, которая удерживает человека на плаву, не давая ему погибнуть – это связь с Богом. Связь, которая осуществляется через молитву, через веру, через соединение с Богом в Таинствах Церкви. Человек, который лишает себя этого соединения, смещается в сторону, уносится волнами моря житейского, его кидает из стороны в сторону. Нетрудно себе представить, какой результат ожидает человека. Потому, прежде чем подготовить нас к посту напоминанием о молитве, о покаянии, о нашей ответственности перед Богом, Святая Церковь напоминает нам о необходимости задуматься, какое место мы занимаем в этой жизни, существует ли в нас эта связь с Богом? Или, может, мы утратили ее и находимся не на своем месте? Живем так, как жил Закхей? Преступаем законы нравственности, определенные Господом, обижая братьев своих, которые рядом с нами. Но слово «погибель» не означает крайнюю степень, это лишь некое состояние, которое характеризует смещение со своего, определенного Богом, места. Господь после беседы с мытарем Закхеем обращает к нам Свой голос, утешающий и ободряющий нас: «Я пришел для того, чтобы расставить все на свои места, чтобы взять вашу душу, которая находится не на своем месте, и определить на правильное место, искони уготованное». Это место возлюбленного чада Божия, наследника Царства Божия, сына или дочери Бога по благодати. Если мы понимаем, что находимся не на том месте, что мы утеряли связь с Богом, Он дает нам возможность эту связь восстановить, приходя в нашу жизнь, открывая Себя нам, отдавая нам Себя в Своем Святейшем Таинстве, восстанавливая изначальное Премудростью Божьею созданное наше естество. С сегодняшнего дня будем, дорогие мои, все чаще и чаще, в преддверии поста, задумываться и о своем месте в этой жизни, и о нашей ответственности, и о необходимости возвращения к тому образу, который определил Сам наш Создатель – Господь и Спаситель Иисус Христос. Аминь»