Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
27 ноября 2011 444

«Всех вас, дорогие мои братья и сестры, приветствую этим воскресным днем, полагающим начало Рождественского поста, готовящего нас к празднованию Рождества Христова.
В Евангельском повествовании о беседе Господа нашего Иисуса Христа с иудейским законником раскрывается глубочайший смысл главной заповеди Спасителя. На вопрос законника о том, кто ближний для него, Господь наш ответил притчей. Он рассказал, как некий человек, направляясь из Иерусалима в Иерихон, попал в руки разбойников. Они ограбили и избили его, истекающего же кровью человека бросили на дороге. Этим путем проходили священник и левит, соплеменники, единокровные этому человеку. Они с холодным равнодушием посмотрели на несчастного и прошли мимо. И лишь самарянин, далекий от иудейского общества по своим религиозным воззрениям, увидев страдающего человека, оказал ему помощь. «Кто же был ближним этому человеку?», - спросил Христос. Ответ последовал естественный, другого ответа и не могло быть. «Ближний тот, кто оказал милосердие», - ответил законник.
Когда мы читаем это Евангельское повествование, в нашем сердце также возникают вопросы, подобные тем, которые задает законник. Попытаемся найти для себя путь ко спасению, попытаемся обрести правило жизни, ведущее нас к вечности, попытаемся ответить на поставленный вопрос. Для того чтобы наследовать жизнь вечную, чтобы спастись, необходимы две составляющие. Одна – любовь к Богу, вторая – любовь к ближнему. Когда нужно проявить к другим наше участие, наше милосердие, наше сострадание, мы задаем себе вопрос: «А ближний ли нам этот человек?». Часто, чтобы сэкономить свое время, жизненные силы, переживания, мы убеждаем себя в обратном: что человек, требующий от нас помощи, – далеко не ближний наш, и находим себе оправдание в этом. В Иудее считалось, что ближний человек близок по крови, – тот, кто близок по вере, а Господь наш показывает, что для богатого ближний – бедняк, для здорового – больной, для процветающего – немощный. Для нас ближними являются все те, кто требует от нас помощи, кто попал в трудную жизненную ситуацию, с которой без нашего участия справиться не сможет. И это участие не всегда проявляется посредством денег, не это самое важное. Гораздо важнее – посочувствовать, не пройти мимо того, кто нуждается. Люди, которые проявляют заботу о ближнем, жертвуют собой ради ближнего, − это те люди, которые неравнодушны к боли и страданиям других. Забота о ближнем – это забота о любом нуждающемся, о том, кто самостоятельно не может преодолеть трудности, но кто искренне этого желает.
Часто ближние наши не знают Слово Божие, не хотят знать о Спасителе, потому что жить так легче. Но через эту кажущуюся, мнимую легкость они теряют счастье здесь, на земле, и не обретают жизни вечной. Иногда приходится слышать, что сил человеческих недостаточно, чтобы ценить жизнь других людей, но там, где заканчивается сила человеческая, – начинает действовать другая сила, безграничная, которая исходит от самого Бога. Это сила Божественной благодати, она дает нам силы и возможности там, где этого, казалось бы, уже нет.
Неслучайно чтение Евангелия предваряет начало Рождественского поста, потому что пост – это не только не вкушение скоромной пищи. Как сказал святой апостол, пища не приближает нас к Господу и не отдаляет от него. Пост – это средство, необходимое, для того чтобы сделать наше духовное состояние более чувствительным. Но если мы, не вкушая скоромной пищи, будем продолжать гневаться, злословить – это будет все равно, что уподобиться демону, который ни на что не покушается, но который находится в аду, отверженный от Бога.
Рождественский пост – время нашего воздержания духовного, время нашего покаяния, исправления нашей жизни, время молитвы. Важно во время поста приобщиться Святых Христовых Таин, не безрассудно, но исполнившись духовного смирения, принося сердечное сокрушение о грехах, прося снисхождения Господа нашего Иисуса Христа. Надеюсь, что сей пост будет для нас временем духовного трезвления, а радость принятия Святых Христовых Таин будет согревать нашу жизнь. Аминь».