Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали евангельское повествование от святого апостола и евангелиста Луки о двух чудесах, которые совершил Спаситель в стране Гадаринской, недалеко от озера Галилейского. После того, как Господь ушел из Гадарина и исцелил человека, страждущего от духов нечистых, то, люди, которые знали об этом, пришли посмотреть на исцеленного и на его Исцелителя. Толпа окружала Господа. Господь проповедовал, благословлял. В это время подходит к нему некий человек по имени Иаир и просит прийти и исцелить дочь его, которой исполнилось 12 лет, которая больна и находится при смерти.
Услышав эту просьбу, Господь отправляется в дом Иаира. В этот момент, через окружающую Его толпу, к Спасителю подходит некая женщина, имени которой мы даже не знаем. Женщина весьма и весьма больная, которая страдала кровотечением в течение 12 лет. Мы знаем, что все имущество свое она издержала на врачей, но так и не получила исцеления. Эта женщина, видя, что Господь идет к дому Иаира, следует за Ним, пробирается через толпу и касается края одежды Его в надежде, что даже это прикосновение к Спасителю сможет даровать ей исцеление от болезни. И как только она прикоснулась к одежде Его, тотчас прекратилась ее болезнь. И Господь, обращаясь к ученикам Своим, к окружающим Его людям, говорит: «Кто ныне прикоснулся ко Мне?». Вопрос, который в некий шок поверг учеников, в некий ступор. Сотни, тысячи людей вокруг, а Господь задает вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне?»
Апостол Петр, будучи человеком откровенным, прямым, говорит: «Господи, что Ты спрашиваешь? Кто мог прикоснуться к Тебе? Столько людей окружает Тебя!» Но в ответ Господь усугубляет заданный вопрос: «Я почувствовал силу, из Меня исшедшую». Своими словами Спаситель приоткрывает некую тайну, обращает на нее наше внимание. Для чего? Для того, чтобы показать нам некое важное назидательное и спасительное явление.
Видя, что тайна ее открыта, исцелившаяся женщина выходит на середину, припадает к ногам Спасителя и рассказывает о том, что с ней случилось, какую надежду она имела на это прикосновение, и как она исцелилась тотчас. И Господь не обличает ее дерзновение, может быть, даже с дерзостью граничащее, но простирает ей руку, поднимает ее с земли и говорит: «Дочь, вера твоя спасла тебя!»
Слушая это Святое Евангелие, поразмышляем: неужели сила Божия не могла исходить от Спасителя в любое другое время, ведь столько людей было вокруг? То же самое происходит и в наши дни. Мы также предстоим перед Богом, потому что Господь вчера, и сегодня, и завтра Той же и вовеки. Мы так же обращаем к Нему свои молитвы, мы просим Его об исцелении, вразумлении, о спасении, о некотором чуде в нашей жизни, о том явлении, которое может изменить нашу жизнь каким-то особым образом, вне естественного течения вещей. И удивительно, что одни люди получают эту Божественную силу, а другие ее е получают, одни исцеляются, а другие, которые стоят рядом, нет. Одни получают прощение, а другие, которые находятся рядом с первыми, не получают этого прощения. Одни прозревают и телесно, и духовно, а другие остаются слепыми.
Святитель Филарет Московский (Дроздов), размышляя о Богочеловечности Спасителя, говорит нам о том, что Господь был преисполнен Божественной силы, и лишь малое прикосновение, как у этой женщины, тронуло этот сосуд переполненный, и излилась эта благодать. Но каково должно быть чувство, которое в состоянии подвигнуть этот сосуд, это вместилище Божественной благодати? Господь, открывая нам эту тайну, говорит женщине: «Вера твоя спасла тебя!» Вот тот механизм, то орудие, через которое человек может прикоснуться к Богу и получить силу Божественной благодати. Вот то, что может побудить Самого Спасителя откликнуться на наш вопль, на нашу молитву – сила веры.
Очень много людей знает о Боге, многие ученые, естествоиспытатели, которые сидят в лабораториях, изучают естественные явления, бесконечность этого мира, премудрость его устроения, склоняют головы свои перед величием тайн Божиих, перед мирозданием, а значит и перед Мироздателем, перед Творцом. Но иногда видим, что ничего не происходит в их жизни. И многие люди приходят в храм и исповедают Христа как Сына Божия, жертвуют, свечи ставят, молятся и даже причащаются, но ничего не происходит в их жизни, что могло бы изменить эту жизнь коренным образом. Ответ один: мало только знать о Боге, нужно иметь живую веру в то, что Бог неотступно пребывает в нашей жизни, что мы имеем с ним естественное, живое и постоянное общение, что Он близок нам, слышит каждую нашу молитву и готов на нее ответить, в то, что мы приходим не просто в стены, называемые храмом, и стоим не просто перед досками, на которых изображены святые угодники Божии и Сам Господь, но мы предстоим Богу Живому, Который Духом Своим Святым неотступно пребывает и в нас, и в этих стенах, являя нам Свою Божественную силу. Мы часто забываем об этом, внешнее скрывает от нас глубокое внутреннее содержание. Потому каждый раз, когда мы встаем на молитву, когда мы приходим в храм Божий, приступаем к Таинствам Церкви, когда пресвитеры подходят к престолу Божию, мы должны себе напомнить, перед Кем мы предстоим, и Кто открывает нам Свое Божественное лицо, Кто вступает с нами в диалог, Кто открывает нам пути спасения, Кто учит нас, Кто нас умудряет и исцеляет.
Эта живая вера должна присутствовать в каждом из нас, называющих себя христианами. А если не будет этой веры, такой живой и трепетной, не будет ничего в нашей жизни. Внешне мы будем благочестивы, а внутренне – пусты и безобразны, потому что Божия сила никогда в этой пустоте не уживется, там мертвое все и холодное. Бог – не Бог мертвых, но Бог живых, и на живую веру откликается, и на живом человеческом сердце пребывает.
Нам важно это помнить, други мои. Мы сегодня читали Евангелие. Каждый из нас желает исцелиться. У каждого есть немощи телесные, но более того, есть немощи душевные. Мы пытаемся их исцелить, мы знаем, как это сложно. Мы боремся со своими страстями и похотями и греховными наклонностями, мы пытаемся изменить свою жизнь своими собственными силами или, может быть, теми средствами, о которых нам кто-то когда-то сказал. Но совершенное исцеление возможно только тогда, когда в нашу жизнь войдет Бог, и Его сила, которую мы называем Божественной благодатью, будет действовать в нас. Об этом напоминает нам сегодня святой апостол и евангелист Лука со страниц Священного Писания.
Это совсем не значит, что вера и знание могут жить отдельно друг от друга, что они не сочетаемы. Многие ученые люди, будучи верующими, знания свои, образование свое, жизнь свою приносят на службу Церкви и Богу. Такие люди стараются своими знаниями и умениями, душой своей, опытом своим поделиться с другими людьми. Среди них и те, кто вместе со мной и моими соработниками ревностно и долго трудятся на ниве религиозного образования, те, кто, обладая педагогическими умениями, навыками и знанием, и эти знания используют для того, чтобы наш мир стал лучше и чище, чтобы дети наши были верующими детьми, чтобы греховное и чуждое христианскому сознанию не привилось в их жизнь. Двое из них сегодня, во внимание к их усердным трудам, удостоены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом высоких церковных наград. Для меня большой радостью является эти награды им вручить, поприветствовать их от лица Святейшего владыки, призвать благословение Церкви на их труды и пожелать им помощи Божией.
Благодать Воскресшего Господа да неотступно пребывает в каждом нашем доме, в каждой семье, в каждом нашем сердце.
Аминь.