Слово на Евангельское чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14) (Высоко-Петровский монастырь)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово на Евангельское чтение о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14) (Высоко-Петровский монастырь)
13 февраля 2011 523

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодняшним Евангельским чтением Церковь начинает готовить нас к Великому посту. Вчера за богослужением на утрени вы уже слышали слова замечательного, трогательного до глубины души песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Если не только буквально, но и образно перевести эти слова на русский язык, они будут звучать примерно так: «Открой мне разумение моего изменения. Научи меня, как мне измениться». Ответом на это молитвенное вопрошание Господь сегодня говорит нам притчу о мытаре и фарисее.

Два человека вошли под своды храма помолиться. Один из них был фарисей – человек, соблюдавший все йоты закона, трудившийся над тем, чтобы в глазах Божиих и в глазах своих соплеменников выглядеть честным, чистым и богобоязненным. А другой был мытарь – человек, занимавшийся сбором податей, за которым, как и за всеми, кто занимался этим делом, закрепилась нехорошая молва как о людях неправедно живущих и усваивающих себе чужие деньги, взимающих с людей больше налогов, чем нужно, да еще в пользу другого государства, а потому человек, который был презираем всеми своими соплеменниками. И вот – оба вошли помолиться в храм. Один встал на место, которое считал своим по праву, заслуженным, другой лишь только переступил порог храма, не дерзая идти далее. И оба молились. Фарисей благодарил Бога за то, что Господь дает ему жить так, как он живет, благочестиво и праведно, в трудах своих исполняя закон. А мытарь знал, что никакого закона он не исполняет, что не только люди, но, вероятнее всего, и Сам Господь презирают его за его неправедную жизнь. Но еще он знал нечто, чего не знал фарисей. Он знал, что есть случаи в жизни, когда закон не срабатывает, когда в человеческом сердце, в душе возникает нечто такое, что изменяет этот закон.

Может быть, при виде людей, которые не могли заплатить подати или были обречены на нищенское существование, в душе этого человека вдруг что-то оживало, и, отводя свой взгляд от этих несчастных людей, он говорил своим товарищам: «Да ладно, Бог с ними, пусть идут». Может быть, мытарь ожидал, что также и Господь, взглянув на него, скажет: «Ладно, убогий он человек, нищий, несчастный, прощу ему». Он знал, что такое милосердие, он знал, что такое сострадание, он знал, что такое милость, и потому он надеялся на эту милость.

Фарисей не знал милости, он знал только букву закона. И потому молитва его благодарения была не только о благодеяниях Божиих, которые Бог обильно изливал на него, но он благодарил Бога за то, что он не такой, как грешники, прелюбодеи, как тот мытарь, который стоит сзади.

Конечно, каждый из нас призван исполнять закон. Но не буква закона делает нас ближе к Богу, не слепое и бесчувственное исполнение повелений закона Божия делает нас сынами Божиими по благодати. Богосыновство, любовь Божия есть неизреченный Божий дар, который дается нам не ради наших заслуг, но ради великой любви Божией к нам. Это дар встречи, когда Бог идет навстречу человеку, а человек – навстречу Богу, открывает двери своего сердца, впускает Бога в свою жизнь, делает свою жизнь достойной того, чтобы в ней пребывал Бог.

Конечно, исполнение заповедей, законов, повелений ко многому призывает нас и сподвигает к этой встрече, но никакими делами никогда мы не оправдимся перед Богом. Преподобный Ефрем Сирин сказал удивительные, проникновенные и страшные для нас слова: «Никогда не называйте Бога справедливым. Бог не справедлив. Если бы Бог был справедливым, все мы давно уже находились бы в аду». Но Бог милосерден, снисходителен, долготерпелив к нам. И потому, что Бог таков, Он оправдывает мытаря в его молитве. Он не осуждает фарисея, но говорит, что мытарь более чистым вышел из храма. И эту душевную чистоту создает ни что иное, как сознание своего собственного беззакония, когда человек понимает, кто он на самом деле.

Понять это можно только тогда, когда человек встает перед лицом Божиим, когда он сознает величие Божие. Тогда он видит и свое собственное беззаконие, и свою духовную нищету. Человек же ослепленный буквой закона, мнимым исполнением заповедей, согрешает гордостью своей. Да, он благодарит Бога, но не то, что Бог помог ему, стоит для него на первом месте, но его собственные качества, которые он превозносит. Он кичится своими заслугами, для него нет Бога в его жизни, он сам – устроитель своей жизни.

Как часто мы становимся такими людьми. В кругу своих близких, своих друзей мы хвалимся всем тем добрым и хорошим, что есть у нас в жизни, забывая, что если бы Бог не помогал нам, ничего бы этого не было, и забываем о том, кто мы есть на самом деле, и чего стоят наши труды и наши возможности. Не случайно первой притчей, которую Церковь предлагает к нашему осмыслению в преддверии Великого поста, является притча об этих двух людях, молившихся в храме. Она подводит нас к размышлению о своей жизни, о своем отношении к Богу, о том, есть ли в нашей жизни место для Него, или, может быть, оно напрочь завалено хламом наших мнимых достоинств. Церковь призывает нас – не помолимся фарисейски, братья! Не помолимся так, как молился фарисей, но будем обращать к Богу молитву, исполненную сокрушения сердечного, сознания своего недостоинства и своей греховности. Потрудимся поставить себя на то место, которое мы по праву должны занимать, потому что каждый из нас должен сознавать себя человеком грешным, каковыми мы и являемся, и ничего не искать у Бога, кроме Его милости и снисхождения к нам, день ото дня, час от часа непрестанно повторяя: «Боже, милостив будь мне, грешному!».

Аминь.