Слово на Евангельское чтение о Закхее (Лк. 19:1-10) (храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово на Евангельское чтение о Закхее (Лк. 19:1-10) (храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском)
6 февраля 2011 593

Сегодня мы слышали замечательное Евангельское чтение, в котором повествуется о том, как Господь пришел в Иерихон и встретился с начальником налоговой полиции города – Закхеем, человеком, который был избран от среды народа еврейского, но был ненавидим народом за то, что служил римлянам, совершая сбор податей с тех, кто торговал в Иерехоне.

Этот человек был невысокого роста, но его все хорошо знали, ведь людей знают не только потому, что любят, многих знают потому, что их ненавидят.

Я думаю, что к числу этих последних относился и Закхей. Этот человек, живя, вероятнее всего, достаточно безбедно, искал чего-то большего в своей жизни, потому что, как мы хорошо знаем, ни богатство, ни власть не дают человеку мирного расположения сердцак которому, вне зависимости от того, верующий человек или неверующий, близкий или далекий от Бога, природно стремится каждый человек. Он только тогда может быть подлинно счастливым, когда сердце его исполняет мир, и отсутствие этого мира не может в этой жизни заменить ничто. Вероятнее всего, и Закхей был таким человеком, стремящимся обрести мир сердечный, и какое-то внутреннее побуждающее чувство влекло его увидеть Христа, услышать Его слово, соприкоснуться с Ним.

Оставив всякие приличия, пренебрегая тем, что о нем могут сказать люди, этот человек взбирается на дерево, чтобы увидеть Христа, совершает поступок, который здравомыслящий уважаемый человек не мог бы совершить, потому что был бы подвергнут осмеянию. Сложно представить себе в наши дни, чтобы начальник налоговой полиции залез на ограду церковную, чтобы увидеть, как идет крестный ход, но примерно такое событие и произошло в Иерехоне.

Что двигало Закхеем? Он не беспокоился о том, что о нем скажут или подумают люди. Для него самым важным и ценным была встреча с Господом Иисусом Христом. И эта встреча оправдала не только его поступки, она оправдала и изменила всю его жизнь. Потому что Сам Господь, пришедший в дом Закхея, беседовавший с ним, произвел на него такое впечатление, что изменил его жизнь. И вот Закхей уже говорит о том, что он готов в четыре раза больше отдать тем, кого он обидел чем-либо, хотя закон не повелевал такового. Если человек признавал себя неправым в приобретении чьего-то имущества, лишь одна пятая возмещалась. Если был заподозрен в воровстве – в два раза. А Закхей приравнивает себя к разбойникам. Он говорит: «Я в четыре раза больше отдам». И в ответ на это стремление человека Господь говорит: «И ты сын Авраамов. И для тебя спасение». Потому что Господь пришел взыскать погибших.

Какое замечательное Евангелие! Если мы обратимся к древним Евангельским текстам, то в них слово «погибшее» имеет несколько другое значение. «Погибший» – это не тот, кто погибает в смерть, но тот, кто потерян. Этим словом обозначается вещь утерянная, ненужная, лежащая не на своем месте. И Закхей в глазах Божиих был такой «вещью», находящейся не на своем месте. Он был призван Господом ко спасению, к служению и прославлению Его имени святого, а он занимался чем-то другим. Обращение Закхея к Богу, возвращение к подлинной, Богом определенной жизни, соделало Закхея тем, кем он должен был быть. Он обрел свое место.

Каждый из нас задумывается, на своем ли мы месте в жизни? Те ли поступки в жизни мы совершаем, какие должны совершить? Или, может быть, мы занимаем чужое место? Только в смысле Божественного определения мы можем это понять, в смысле Промысла Божия о нас. Если в нашем сердце есть мир, если в нашем сердце есть радость Богообщения, если в нашей жизни вместе с этим есть радость общения с людьми, значит, мы на своем месте, вне зависимости от того, каким бы родом деятельности мы ни занимались. Если в нашем сердце нет этого мира и нет этой радости Христовой, то, безусловно, ответ будет однозначным: мы потерялись в этой жизни, мы не на своем месте, мы занимаемся не тем, чем нужно заниматься. Вот к этой оценке в преддверие постных дней уже призывает нас Святая Церковь, напоминая нам о необходимости задуматься – что мы делаем в своей жизни. Готовы ли мы также, как Закхей, спешить навстречу Господу? Готовы ли мы также ответить за свои беззакония совершением добродетелей, исправив не только образ своих мыслей, но и образ своей жизни? Готовы ли мы принять Бога так, как принял Его Закхей, без всяких условностей, без оглядки на мир, без оглядки на то, кто и что про нас будет говорить, руководствуясь только любовью к своему Господу и Спасителю?

Вот об этом сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, напоминает нам Святая Церковь через повествование о сборщике податей Закхее. Пусть же мысли от слушания сегодняшнего Евангелия, от наших совместных размышлений родившиеся в нашем сердце, пусть они руководят нами к делу спасения. И если мы чувствуем, что теряем ориентиры в своей жизни, утрачиваем ценности, сбились с дороги, но слышим, что Господь где-то рядом, то подобно Закхею, с любящим сердцем и простотою сердечною устремимся навстречу Господу, примем Его в свою жизнь так, как принял Его под кров своего дома Закхей, дабы услышать нам слово Божие, что и мы спасены, и мы призваны в вечное блаженство нашим Господом и Спасителем.

Аминь.