Слово на утрене Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово на утрене Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
12 апреля 2012 696

«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. В этот вечер мы собрались в святом храме, чтобы, изнеся на середину Священное Писание, перелистывая страницу за страницей, быть сопричастниками страданий Господа и Спасителя своего Иисуса Христа. Священное Писание дает нам точный духовный образ Божественного страдальца и всего того, что происходило в день Святой Пятницы две тысячи лет назад. Но Господь был в полноте Своей Богом и в полноте Своей человеком, за Его Божеством не может скрыться образ страдающего человека. Нам важно иметь этот образ перед своими глазами, в своем сердце, и понимать, что происходило тогда, ибо это понимание и этот образ способны будут удержать нас от многих ошибок жизни, они дадут нам правильные ориентиры на пути нашего спасения, они будут напоминать нам о той цене, которая была заплачена Господом и Спасителем за каждого из нас. Физические страдания Христа сопровождались страданиями душевными. Величайшее эмоциональное перенапряжение испытывал Господь в Гефсиманском саду. Мы читаем в Священном Писании, как Господь молился, и евангелист повествует нам, что капли пота Его были подобны крови. Трудно представить себе это духовное напряжение, которое физически превращалось в такое напряжение, которое передавалось через нервы сосудам, и сосуды начинали пропускать кровяные тельца, они проступали через кожу и вместе с потом падали на землю. Страшные бичевания перед Пилатом, когда тела касались бичи, к концам которых были привязаны свинцовые шары с острыми наконечниками, разрывающими тело. Плевки, осмеяние. Он это все терпел. Измученный, в темнице, избитый плетьми, Он должен был нести орудие Своей казни на Голгофу, за город. Но не мог нести тяжесть этого древа, падал и снова поднимался, и снова нес, и снова падал, и, наконец, не мог больше встать. Тогда взяли Симона Киренейского, проходившего мимо человека, и на него взвалили этот крест. Господь шел по улицам Иерусалима, приближаясь к Судным вратам шаг за шагом, и не нашлось ни одного человека, кто бы мог выступить в Его защиту, выкупить Его, оправдать Его. Господь переступает порог Судных врат, и приговор Пилата вступает в свою окончательную фазу, он уже неотвратим. Далее начинается самое ужасное: воздвигают Крест, и Божественный страдалец сам, добровольно, восходит на Крест. Церковные песнопения повествуют нам об этом: «Возшел еси на Крест, Иисусе, снизшедый с небесе». Каково было Ему сделать этот шаг к Кресту? Тело привязывают, а затем приколачивают гвоздями, не в ладони, приколачивают в предплечья, потому что только здесь связки в состоянии выдержать тяжесть тела. Затем ноги – удар за ударом гвозди входят в тело. Веревки отпускают, и тело начинает провисать, наступает удушье. Страдалец пытается подняться, чтобы сделать вдох, но нервы так реагируют на гвозди, что наступает шок и человек проваливается в забытье. Но удушье выводит Его из забытья. Человек не может дышать, кровь, боль, скапливается жидкость в легких, дышать становится все труднее. Это цена нашего спасения. Оплевание, оставленность от людей – все ушли, лишь Матерь и ученик взирали издалека, остальные глумились, показывали пальцем на умирающую правду. Молитвы к Отцу, но нет ответа, Небо молчало. Господь вкусил на Кресте всю тяжесть человеческой оставленности, и даже Бог Отец не ответил Ему. Свершилось. «Но един от воин копием ребра Ему прободе», - говорит Иоанн Богослов. И тотчас вышли кровь и вода. Удар пришелся в нижнее правое подреберье, копье пронзило печень и плевру, жидкость, скопившаяся в плевральной полости, вместе с кровью вылилась наружу. Свершилось. Это цена нашего спасения, нашей жизни. Когда мы будем читать Священное Писание, дающее нам высокий духовный образ происходившего на Голгофе, пусть не уйдет этот образ из нашей памяти, пусть эта память останется в нашем сердце. Это цена нашей Пасхи, цена открытых врат в Царство Божие. Аминь».