««Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор. 6:2), – говорит нам святой апостол Павел, указывая на каждый день нашей жизни, который Господь судил нам в прохождении странствия нашего земного пути.
Великий пост – это особое время для спасения, для совершенствования себя к жизни будущего века, очищения от греха и всякой скверны, переосмысления своей жизни, принесения покаяния. Это особое время Церковь оставила в воспоминание сорокадневного поста Господа Иисуса Христа перед Его выходом на проповедь. И так всегда делали наши великие предки. Перед каким-то значимым, важным делом они совершали говение, которое было сопряжено с временем воздержания в пище, особого покаяния, глубокой молитвы, милостыни и добрых дел, они причащались Святых Христовых Таин…
Человек остался таким же тонким, уязвимым, подверженным страстям и порокам, его природа не изменилась. Но что же может менять человека? Изменить человека в силах только Господь и Его благодать, которая содействует человеку в его делах… Ни власть, ни богатство, ни добрые дела и ничто другое не дает человеку духовного изменения и духовной светлости его жизни. Кроме одного – его покаяния и исправления жизни, сопряженных с силой Божией, которую Господь посылает человеку в молитве.
Впереди нас ожидает событие Светлого Христова Воскресения, которое коренным образом меняет нашу жизнь, делает ее осмысленной, наполняет содержанием… Для того, чтобы принять в себя спасительный свет Воскресения, озарить им свое внутреннее естество и через этот свет смотреть на мир, освещая все вокруг, человек должен предпринять подвиг. Этот подвиг не обязательно должен быть великим, он может быть малым, но он обязательно должен быть. Потому что человек, не трудящийся и не прилагающий никаких усилий для своего исправления, не может и надеяться на сопутствующую ему силу божественной благодати. Поэтому если человек во время дней святой Четыредесятницы только не вкушает скоромной пищи, сокращая свой обычный рацион, и не меняется духовно, то ничего в его жизни никогда не произойдет. Воздержание в пище непременно должно быть сопряжено с молитвой, говением и осознанием своего греха, и осуждением себя, и со всем тем, о чем нам будет напоминать Церковь словами молитвы святого Ефрема Сирина.
Сегодня мы после Божественной литургии говорили об очень важном явлении в человеческой жизни во время Поста – о необходимости перестать лицемерить. Об этом сказал нам Господь: «Когда поститесь, не будьте как лицемеры» (Мф. 6:16). Не надевайте никаких масок, будьте такими, какие вы есть: если вы продолжаете есть скоромное, осудите себя в этом; если говорите больше, чем нужно говорить, не притворяйтесь тем, что вы молчаливы в храме, осудите себя за это перед крестом и Евангелием и попросите у Господа прощения. Будьте простыми, искренними и откровенными. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. А если сердце прикрыто этой маской лицемерия, красивыми постными одеждами, а под ними скрывается всякое зло и нечистота, о каком Посте и духовном изменении мы можем говорить?
Но еще одним очень важным деланием, которое полагается христианской Церковью прежде постного подвига, является прощение. В сегодняшнем евангельском отрывке за Литургией мы слышали, как Господь говорил ученикам: прощайте друг другу согрешения. «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14). Какое удивительно сравнение дает Господь! Бог простит вас тогда, когда вы сами будете прощать, когда научитесь прощать. Кому-то может показаться странным, что великий Бог, Который может все, вдруг требует от человека непременным условием прощать других, чтобы быть прощенным самому. Это условие исходит из того, что Господь наделил человека многими божественными качествами, о которых мы часто говорим – и разумом, и свободной волей, и вечностью, и, в том числе удивительным качеством прощать других людей. А как можно просить прощения у Бога, жаждать этого, если ты сам не можешь простить другого человека?..
Но как только дело доходит до того, что нам нужно попросить прощения у своих близких, у людей, с которыми мы живем под одной крышей, так тут же враг рода человеческого встает между нами и этими людьми, говоря, что они и так тебя прощают, и совершенно необязательно это делать, это показушное, ненужное. Для чего мы все это делаем? Если такие мысли приходят, то здесь и должна начаться первая наша борьба за свое внутреннее духовное изменение. Значит, прежде всего, и нужно не лицемерно, не походя, а искренне попросить прощения у человека, понимая, что если мы испросим у него прощения, и он простит нас, значит, у нас есть надежда, что когда мы придем к вратам Царства Божия, Господь скажет нам: «Вы умели прощать, и Я прощаю вас». Как бы хотелось услышать этот голос Божий! Как бы хотелось войти в эти врата вечности без духовной тяжести, без того, что отягощает нашу душу, войти светлым и радостным и легким воспринять свет божественной благодати…
Наше спасение зависит от наших личных человеческих качеств. И потому в начале Поста Церковь полагает чин прощения, когда мы всей Церковью обращаясь друг к другу, к тем, кто причащается от одной чаши, кто является нашими единокровными братьями по вере, мы обращаем слова «Прости меня, и тебя да простит Господь». Какое утешение и чувство огромной свободы получает человек в этот момент. А с сегодняшнего вечера начинается Великий пост, дни, когда враг рода человеческого будет особенно сильно искушать нас, терзать нашу душу, предлагая искушения и соблазны, чтобы лишить нас душевного спокойствия, мира, и всего того, что называется божией благодатью. В этот момент мы должны помнить: чтобы избавиться от этого, есть великое средство – молитва и покаяние, а также прощение.
И сегодня, открывая двери святого Великого поста, я как ваш архипастырь первым должен испросить прощения у всех вас».