Слово перед началом исповеди духовенства в соборном Троицком храме Свято-Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом исповеди духовенства в соборном Троицком храме Свято-Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону
9 апреля 2021 811

«Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья, матушка-настоятельница, дорогие сестры! Рад вас всех приветствовать с особым событием в нашей духовной жизни, днем нашего общего говения.

В говении, воздержании к подготовке себя к принятию Святых Христовых Таин готовит нас святая Церковь во все дни Великого поста, напоминая нам и о райском блаженстве, и о жизни вечной. Безусловно, если бы не было этого воздаяния, то не было бы и цели, куда стремилась бы наша душа. Мы не связываем сейчас блаженство райское с Эдемским садом, в котором пребывали наши праотцы. Мы связываем это с неким духовным состоянием, с Царством Небесным, куда вселяется наша душа после своего преставления Богу. Об этом духовном состоянии блаженства с Богом в жизни вечной мы мало знаем, столь мало мы знаем и о другом состоянии - состоянии грешника, попавшего в ад или в страну вечных мучений. Мы лишь можем предполагать, что и то, и другое есть состояние нашей души: либо пребывающей в жизни, с Богом, либо пребывающей в состоянии постоянного вечного умирания, тяготы, лишенной богоприсутствия.

Господь приоткрывает нам завесу райской жизни, говоря о том, что то или иное состояние начинается у нас еще здесь, на земле, а именно: «Царство Божие внутри вас есть». То есть начало этого духовного состояния единения с Богом, присутствия Его в своей жизни, близости, радости, живительности богоприсутствия, потому что Господь есть источник жизни и податель благих, начинается на земле. И человеку, который старается приблизиться в Богу, идти Ему навстречу, Господь открывает Свои объятия и дает почувствовать эту сладость райского блаженства, умиротворения, спокойствия, полноты духовной жизни – всего того, что, надеюсь, каждый из нас хотя бы раз вкушал в своей жизни после покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, после глубокой, сердечной и искренней молитвы.

Но это состояние райского блаженства для нас не менее знакомо, чем другое – состояние преисподней ада. В древних религиях оно тоже описывалось и везде по-разному как конкретное место пребывания грешников. Понятие ада перешло и в авраамические религии. Неслучайно и Господь, и пророки в текстах Священного Писания не единожды упоминают это состояние преисподней. То есть самого глубокого падения, самой глубокой богооставленности… Состояние пребывания человека на земле в аду является прямым следствием греховных дел по жизни, мыслей, поступков. Это характеризуется смятением, неуверенностью, растерянностью, озлобленностью, ощущением пустоты и одиночества. Слово «ад» с еврейского можно перевести как «темное место». Человек, попавший в темное одинокое место, совершенно лишается всякой ориентации в пространстве, не знает, где пребывает, и сколько будет там находиться. Он абсолютно уверен, что один. Это состояние абсолютного непонимания, что происходит вокруг, и чувство одиночества лишает человека полной уверенности в себе. Это близко к состоянию медленного умирания, но не во времени, а в вечности. Оно усугубляется еще и тем, что не только человеческого присутствия не ощущает такая душа. Она лишена самого высокого и духовного присутствия Бога в своей жизни, и от этого одиночество кажется таким безысходным и абсолютным.

Господь, во плоти своей взяв на себя весь грех мира, вкусил этого одиночества на кресте, когда воскликнул: «Боже Мой! Зачем Ты оставил Меня?». Сын Божий вкусил это одиночество умирания. Потому Церковь и говорит, что Господь сошел до ада. Но сошествие Христа во ад не было схождением блуждающей плоти, которая должна была воскреснуть. Оно было победоносным, сокрушающим этот ад, выводящим оттуда праведников, которые ждали этого пришествия. «Врата адова сокрушил еси!», - восклицает Церковь, то есть оковы сломаны, ад не может больше держать человека. Почему? Потому что Господь нарушил всю эту адскую многовековую традицию, Он дает человеку надежду на жизнь вечную, указывает ему путь жизни. Указывая на Себя, Он говорит: «Я – это путь, истина и жизнь».

Потому, конечно, когда мы находимся в скорбных днях осознания реальности, в которой мы проживаем дни своей жизни, наша душа действительно в силу внешних и внутренних обстоятельств может сойти даже до ада и вкусить этой адской бездны, понять всю тяжесть, в которой она может находиться в вечности. И потому, возвращая себя к реалиям жизни, в которой мы находимся, совершенно естественным для каждого человека будет искать и выход из этого адского состояния мрака, одиночества и оставленности. Выходом из состояния одиночества является, естественно, состояние общения. И мы знаем, что даже во время тяжелых и напряженных моментов, которые испытывали и испытывают люди по всей земле во время пандемии, когда они отлучены друг от друга, и это тоже казалось адом одиночества, Бог пришел, чтобы соединить нас воедино. Разных, многоликих, многохарактерных, разрозненных собрать воедино, собрать Свою Святую Церковь, единое общество верующих и исповедующих Его людей. И, вероятнее всего, мы должны исповедовать, что только это общество людей в состоянии удержать их в единстве, поскольку никакое другое общество это сделать не может. Потому что нет механизма, нет силы, которая могла бы удержать людей: ни сила закона, ни сила власти, ни сила денег. И даже человеческие привязанности друг к другу не в состоянии соединить людей настолько, насколько их соединяет вера в Бога и Его присутствие в человеческой жизни.

Сегодня мы пришли сюда, чтобы помолиться вместе и причаститься Святых Христовых Таин. Особенно я обращаю свой голос к тем, кто сам совершает церковные Таинства. Нам так, как никому другому, важно иметь единство общения в согласии мира и любви.

Я надеюсь, что сегодня, на Крестопоклонной неделе, в переломные дни святого Великого поста, когда духовная тяжесть усугубляется внешними проявлениями, когда душа очень близка к состоянию отчаяния или уныния от своих грехов, и от праведного грядущего Суда Божия, и от внешних обстоятельств жизни, Бог дает нам удивительную и красивую возможность испросить друг у друга прощения, припасть к Его Святому Кресту и Евангелию, благовествующему нам Царство Божие, и вкусить это Царство Небесное здесь, на земле через принятия Святых Животворящих Христовых Таин.

Это важное делание, которое мы совершаем не по повелению свыше, не через решение священноначалия, но как некую духовную обязанность, необходимость, прежде всего, для каждого из нас. И, дай Бог, чтобы сегодняшнее наше говение в это непростое время в нашей Церкви и в Отечестве благодатью Святого Духа помогло нам быть ближе друг к другу, отсеять временное, ненужное и наносное от подлинного, вечного, святого, чистого и спасительного. Чтобы наше представление о жизни, если оно и было представлением об аде, то стало бы кратковременным и несостоятельным для нас. Но чтобы Царство Божие, вкушаемое нами, изобиловало и пребывало в жизни. Аминь».