Слово перед началом Рождественских богослужений в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом Рождественских богослужений в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
7 января 2021 426

«Дорогие братья и сестры! По доброй традиции перед началом Божественной литургии в Рождественскую ночь я всегда к вам обращаю слово своего приветствия. Я поздравляю вас и ваших близких с праздником Рождества Христова и молитвенно всем желаю доброго здравия, крепости духовных и телесных сил и благополучия.

Я думаю, что с такими же словами поздравлений вы приходите в свои дома и обращаетесь к своим близким, дорогим людям. И среди этих слов добрых пожеланий есть слово, которое мы часто произносим, но на которое не всегда обращаем внимание. Это слово «благополучие». Оно состоит из двух частей: «благо» и «получать». И если первую часть этого слова мы естественно, неразрывно и в абсолютном значении связываем со словом «Бог», то над вторым словом «получать» нам следовало бы очень серьезно подумать, прежде чем адресовать эти пожелания самим себе или даже нашим близким.

Когда мы говорим о благе, мы подразумеваем под этим словом счастье, обычное человеческое счастье, когда человек сыт, здоров, у него есть крыша над головой, все его родственники находятся рядом с ним и друзья, у него есть заработок, человек может существовать сам и оказывать помощь другим людям. Многие вот в этот ограниченный перечень человеческих понятий вкладывают значение слова «счастье». Но я думаю, что каждый из нас, размышляя над тем, что происходит в его жизни, рано или поздно признается самому себе, что счастье не всегда ограничивается, очерчивается кругом этих понятий. Что человеку нужно нечто такое, что давало бы ему мир, спокойствие, перспективу в жизни и многое другое. И даже когда человек получает это, как я уже говорил, то оказывается, что он тоже не достигает счастья. 

Иными словами, счастье – это такое состояние, за которым человек может гоняться всю свою жизнь, но так и не получить его. Оно как птица в небе: только почувствовал его рядом, и вдруг оно ускользает от тебя. Думаю, для человека неверующего нет ответа на этот вопрос. Иногда люди, обладающие деньгами, властью, которые позволяют себе пользоваться всеми благами цивилизации, остаются несчастными в своей жизни и не могут ответить себе, что же нужно для того, чтобы это счастье было.

Для верующего очевидно, что человеческое счастье возможно только с Богом, и без Него невозможно. Мы видим массу примеров человеческого счастья там, где, казалось бы, его не может быть. Мы видим счастливыми и радостными людей в гонениях, в ссылках, в лишениях, в бедности, во время напастей, скорбей, болезней. И даже на смертном одре лица многих людей озарены счастьем. И его дают не внешние блага, а только Бог.

Не случайно я говорю об этом так много, потому что именно в эту ночь Рождества Христова мы вспоминаем это историческое событие, пришествие в мир нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Который принес нам подлинное человеческое благо и подлинное человеческое счастье – быть вместе с Ним. Желая друг другу благополучия и говоря о Боге как о благе, мы, конечно, должны говорить и о благополучателе. Ведь Спаситель пришел для всех, Он, как солнце, светит на всех одинаково, греет и любит всех одинаково: и православных, и инославных, и верующих, и неверующих. Господь есть для всех Источник жизни. Но в этом перечне не каждый может быть благополучателем. Так было и в дни Рождества Христова. Сегодня за Литургией мы будем читать Евангельское повествование о том, как ведомые звездой мудрецы с Востока, из Персии пришли в Палестину, чтобы поклониться Христу, принести Ему человеческие дары и, в том числе свои сердца, любовь и почтение. А были и те, кто оставался абсолютно равнодушным к тому, что в Вифлееме родился Христос, кто абсолютно спокойно спал и ни о чем не подозревал, кто был занят своими делами. А были и такие как Ирод, что послал волхвов в Вифлеем, чтобы узнать, где находится Этот Младенец, Царь Израилев, Мессия, Христос Спаситель, Который, возможно, будет претендовать на его царскую власть с одной только целью, чтобы погубить его.

Ничего не изменилось с той поры. Мы также видим людей, которые ненавидят Спасителя и тех, кто со Христом, а также тех, кто готов при каждом удобном случае убивать Его, даже если не Его Самого, то убивать Христа в людях – не только физически, но убивать духовно, разлагая человека изнутри, лишая его духовного достоинства, которым его наделил Бог. А есть люди, которые за властью и деньгами, за сытым образом своей жизни не видят и не различают Христа ни как живого Бога, ни как присутствующего в других людях. Они поглощены собой, обрядовостью жизни, не только финансовой или властной, но иногда и религиозной. Не замечают Христа, потому что Он им не нужен, они сосредоточены на себе и полны только собой.

Но есть и третья категория людей, к которой, я надеюсь, относимся и мы с вами. Те, кто, не смотря на сложности жизни, на искушения, страх пришел сегодня в храмы Божии, кто сегодня смотрит или слушает нас, молясь в своих домах. Это те, кто готовы принести Господу самый высший дар, который может принести человек – свою любовь, почтение и свое любящее Бога сердце, чтобы в нем родился Богомладенец Христос. И если так происходит в нашей жизни, она приобретает другое измерение, становится совершенно иного качества, потому что озарена светом Рождества Христова, исполнена той силы, которую Господь принес в этот мир – силу Божией благодати, которую Он дал каждому из христиан.

Будем в эту ночь особенно думать о том, где наше сердце, с кем оно. Являемся ли мы благодарными благополучателями тех дарований и щедрот, которые дает нам Господь? Или все это проходит мимо нас, и мы совершенно не понимаем, что происходит, и мертвы, бездушны, бездумны? Да не будет так. Желаю в эту ночь и в этот праздник Рождества Христова всем вам получить эти блага Божии, для того чтобы жизнь наша при всех ее внешних обстоятельствах была исполнена света родившегося в Вифлееме Господа нашего Иисуса Христа. Аминь»